Какое счастье смотреть, играть и резвиться с
маленьким человечком похожим как две капли воды на своего папу или
маму. Но рано или поздно любой родитель сталкивается с тем, что не
может все свое время уделять ребенку, да и сам малыш подрастает и ему
необходимо общение со сверстниками. Вот в этот момент родители и
принимают решение о том, что пора малышу собираться в детский сад. Ведь
всем известно, что находясь вместе дети развиваются лучше и быстрее.
Многому они учатся друг у друга, во время игры или просто наблюдая за
другими.
Большинство малышей приходят в детский сад в
возрасте 2 -3 лет. И хотя почти все родители считают, что к школе
ребенка обязательно надо подготовить, о подготовке детей к детскому
саду мало кто задумывается. И это ошибочно. Как часто можно услышать от
заботливых мам, что ребенок не хочет ходить в детский сад, что каждое
утро собирается с истерикой, и в детском саду расставание с мамой
приносит одни слезы. И слышишь в ответ: «Ничего страшного. Все плачут,
пройдет». Конечно, пройдет, но не надо забывать, что все дети разные и
если у одного пройдет адаптация к детскому саду не заметно, то у
другого может развиться стресс, который приведет к какому-нибудь
заболеванию. Разве вам это нужно?
Итак, что же нужно знать родителям, чьи дети
собираются идти в детский сад? Прежде всего, немного о детской
психологии. Известно, что один из детских кризисов приходится на
возраст трех лет. Он так и называется – кризис трех лет или кризис
самосознания. В чем его суть? Примерно в два года ребенок начинает
узнавать себя в зеркале. Это простейшая, первичная форма самосознания.
Следующий этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок
называет себя, сначала по имени, обычно в третьем лице, например: Саша
хочет гулять, Оля хочет кушать и т.д., а потом появляется местоимение
«я», обычно ближе к трем годам. Очень важно наряду с сознанием «я»
сознание «я сам». «Я сам» обычно возникает у детей непосредственно к
трем годам и связано с появлением личных действий, ребенок что-то может
делать без помощи взрослого. Далее появляется и первичная самооценка –
осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень
хороший», «я хороший и больше никакой». Первичная самооценка
основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности,
принятии и поэтому оказывается максимально завышенной.
Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление
личных действий ведет ребенка на новый уровень развития. Вот он,
знакомьтесь, Кризис трех лет. Один из наиболее трудных моментов в жизни
ребенка, когда происходит разрушение, пересмотр старой системы
социальных отношений, кризис выделения своего «Я».
Именно в этот, очень важный для ребенка период, мы,
взрослые, отправляем его в детский сад. Первый социальный институт для
ребенка, где он учится строить отношения с другими людьми и со своими
сверстниками без нашей помощи. И еще хотим, чтобы он этому радовался.
Конечно, он будет этому радоваться, но для этого и нам нужно приложить
усилия и терпение. В связи с этим можно сказать, что возраст трех лет
не самое лучшее время для первого знакомства с детским садом. Более
спокойно это знакомство может произойти, ближе к четырем годам, когда у
детей появляется потребность в общении со сверстниками.
Считаю необходимым упомянуть еще о том, что ошибочно
считать детский сад обязательной ступенью в развитии, через которую
должен пройти каждый ребенок. Ведь всем известно, что большинство
детских садов оставляют желать лучшие условия по содержанию детей, да и
по развитию тоже. Скорее это вынужденная необходимость, продиктованная
обстоятельствами. Если родители серьезно и вдумчиво относятся к
проблеме развития и воспитания своего ребенка, то самостоятельность и
умение общаться со сверстниками не хуже развиваются и при домашнем
воспитании, а уж об общей эрудиции, интеллектуальном развитии,
психологическом комфорте и говорить не приходится.
Однако не все родители могут позволить себе такую
роскошь как возможность сидеть с ребенком до четырех лет. И если
решение отвести ребенка в детский сад уже принято, то постарайтесь
подготовить его к этому событию, чтобы оно прошло менее болезненно для
ребенка и вас. Обратите внимание на следующие моменты:
1. Прежде всего – это выбор детского сада. Если вам
уже понравился какой-то садик, договорившись заранее с заведующей,
совершите вместе с ребенком подробную экскурсию по садику, стараясь
привлечь внимание ребенка к тому, что для него интересно: новым
игрушкам или новым интересным занятиям. Объясните ребенку, что хождение
в детский сад — дело большой важности, не забудьте упомянуть, что очень
гордитесь им, ведь он становится совсем большим, в общем, вдохновляйте
его, как можете. Будет не лишним объяснить ребенку как нужно вести себя
в детском саду. Это можно сделать в игровой форме, а можно просто
почитать с ним книжки на эту тему, например книгу «Правила поведения
для воспитанных детей. Как вести себя в детском саду»
2. Обратите внимание на режим дня ребенка. Садовский
режим дня очень редко совпадает домашним режимом. Поэтому старайтесь
поднимать своего малыша пораньше, постепенно приучая его вставать в 7
утра. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в
постели. Научите его каким-нибудь играм, например, очень полезны
пальчиковые игры. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по -
большому в одно и то же время. По-маленькому малыша нужно научить
ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее и
объяснить, чтобы он не стеснялся подойти к воспитателю.
3. У вас возникают проблемы с едой? Малыш плохо
кушает, медленно, у него может быть пищевая аллергия все эти вопросы
необходимо обсудить с воспитателем. Проблемы с едой очень часто бывают
причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
4. Поговорите с заведующей, чтобы она разрешила вам
находиться вместе с ребенком первое время, время его адаптации. Для
начала приводите малыша в сад на час – другой, постепенно увеличивая
время, и поощряйте его желание играть с другими детьми. Понаблюдайте за
ним, легко ли ему играет с другими детьми. Не боится ли подойти к
группе играющих малышей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите
его правильно здороваться с детьми, предлагать детям свои игрушки,
попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ,
находя компромиссный вариант.
И следует всегда помнить, что создание
психологического комфорта ребенка, это, прежде всего задача родителей.
И именно вы можете сделать своего ребенка счастливым, сглаживая все
неприятности и огорчения. Для этого и нужно совсем немного, уделяйте
хотя бы час для ребенка, поговорите о том, что произошло с ним в
течение дня, при этом, прежде всего, слушая его, а не себя. И запомните
вашей крошке просто необходимы ваше терпение и внимание.