Как и все мальчишки, наш сын бредит машинками,
однако машинки - это игра "детская". Поскольку у нас единственный сын,
и родители для него еще и друзья-товарищи, то к "машинкам"
присоединилось увлечение правилами дорожного движения - игра "взрослая".
В четыре года он изводил папу вопросами, какие дорожные знаки что
означают, почему они такие, а не другие, и вообще расскажите, зачем,
как и куда. В пять лет он изводил папу своими указаниями типа "уже был
желтый, а ты проехал", "там ограничение "50", а ты "60" едешь". Теперь
потихоньку подбирается к "можно я сам включу дворники" и "не забудь
поставить на ручник".
Несколько дней назад нашему мальчику исполнилось 6 лет. Его
увлечение Дорогой не теряет значимости. Поэтому на день рождения мы
устроили для него и его друзей Праздник Юных водителей. И интересно, и
полезно.
В гости к нам пришли дети разных возрастов - от 5 до 14. Всего 12
человек (не считая родителей). Это очень много для шестилетнего
ребенка. Американские психологи советуют приглашать гостей максимум в
количестве "сколько ребенку лет плюс один", поэтому мы были морально
подготовлены к "хаосовидному положению вещей". Когда дети пришли, мы
сразу предупредили их о необходимости дисциплины, чтобы не получился
сплошной беспорядок.
Не было и полудня, дети были бодры, не голодны, весьма послушны и готовы к действию.
Разный возраст детей, с одной стороны, заставлял нас придумывать
задания и конкурсы, чтобы старшим было интересно, а младшим по силам.
Многие хорошие идеи были оставлены про запас, поскольку старшим было бы
скучно, младшим было бы трудно. С другой стороны, старшие с
удовольствием окунались в атмосферу "ребячества", играли по-настоящему,
показывая пример младшим и увлекая их. Дети настроились на серьезный
лад, хотя отлично понимали, что это всего лишь игра.
Имея некоторый игровой опыт, положительный и не очень, мы пытались
сделать праздник не только веселым, но и максимально полезным
информационно.
Кроме того, должен был быть обязательно некий стержень, вокруг
которого все бы вращалось; цель, к которой дети шли бы. Если цели нет,
то все конкурсы становятся как бы "бездомными", и от этого
"бездумными". Если бы мы стали просто проводить конкурсы на знание
Правил ДД, дети, особенно маленькие, могли потерять нить происходящего?
и праздник не имел бы логики. При отсутствии конечной цели лучше
конкурсы вообще не подчинять единой идее, а каждый рассматривать как
самостоятельный.
Мажордомом нашего праздника стал Светофор Светофорович Светофоров.
На груди - картонка с тремя глазами, на голове залихватский красный
платок; желтая футболка и зеленые штаны дополняют антураж.
Дети сгрудились на диване в ожидании чего-то необычайного, Светофор
Светофорович торжественно объявляет, что сегодня любой может сдать
экзамен и стать Юным водителем.
"Как это?" - немой вопрос.
"Просто!"
Для этого надо познакомиться с основами теории ПДД, т.е. знанием и
пониманием дорожных знаков, разметки и жестов постового; и практикой,
т.е. умением "водить".
Светофор Светофорович рассказывает, что дорожные знаки помогают
машинам и пешеходам безопасно двигаться (1-е действие). По всем дорогам
знаки одни и те же, водители и пешеходы знают и понимают их. Знаки
всегда четкие, не похожие один на другой, чтобы не ошибиться, без
лишних деталей или украшательств и подчинены своим правилам. Основные
виды знаков -
- Предупреждающие знаки
- Знаки приоритета
- Запрещающие знаки
- Предписывающие знаки
- Информационно-указательные знаки, Знаки сервиса и Знаки дополнительной информации (таблички).
Также дети узнают простейшие правила разметки - вертикальной и горизонтальной.
Наглядность и простота объяснений достигаются благодаря развешанным
по стене плакатам с изображением дорожных знаков и разметки (плакаты мы
распечатали, использовав материалы сайта auto.obzor.ru, спасибо авторам).
Светофор Светофорович не перегружает детей информацией, хотя
наглядных пособий ему в помощь хватило бы на год обучения. Он не
углубляется ни в одну из тем, только дает наметки. Действует по
принципу: "Кто заинтересуется, тот узнает подробности сам".
Старшие спорят о том, правильно ли в Америке заменили графическое
изображение знаков на слова. Младшие тем временем называют знакомые
знаки, спрашивают о неизвестных ранее.
Минут 15 все идет без сучка без задоринки, но вот дети начинают терять интерес. Сразу же - разминка в Практике (2-е действие).
Дети встают друг за другом. В руках - воображаемый руль. Кто
грузовик, кто гоночная машина, кто легковушка. "По желанию…" -
объясняет правила игры Светофор Светофорович.
Он дает команду: "Поехали!". Дети гуськом скачут друг за другом, гудя, дрынча, завывая и подсвистывая.
Неожиданно команда: "Налево!!!". Отряд поворачивает налево, движение
продолжается. Надо держать ухо востро. "Направо", "Кругом!" (дети
вертятся вокруг своей оси), "Задний ход" (дети пятятся, как раки),
"Обратно" (дети поворачиваются и "едут" в обратном направлении) -
команды заставляют детей сосредоточиться и внимательно слушать.
Для этого конкурса необходимо большое пространство. Чтобы не было
кучи-малы, мы разделили детей на две команды. Впереди поставили
старших, ведущих и показывающих; особо амбициозных малышей, лезущих
вперед, - замыкающими. Все довольны и нет обид.
Хихикают, поначалу не все получается, родители хохочут, более-менее
синхронно, вот начинают буянить, самое время для следующего конкурса
(3-е действие).
Дети опять на диване. Светофор Светофорович делит всю нашу
возбужденную толпу на группы по трое и раздает каждой команде по 3
карточки с заданием. В этом конкурсе участвуют родители. Они пытаются
отгадать, что дети показывают. В принципе, это хорошо известная с
незапяматных времен (вспомните классику) игра в шарады. "Оживляем
знаки".
- "Осторожно, утки на дороге". Один - машина (едет, перед утками тормозит), другие - утки (крякают и гуськом на корточках идут).
- "Разводной мост".
Один лежит и "дрыгает ногами и руками", издавая "буль-буль-буль" - это
река. Другие возвышаются над "рекой" лицом друг к другу и руками
"разводят мост".
- "Автозаправка - 100 м". Один -
машина, медленно двигается на карачках, а двое других "машину" толкают,
высунув языки от натуги. (Может быть и "Автосервис - 100 м".)
- "Железнодорожный переезд со шлагбаумом". Один - шлагбаум, другой - поезд, третий - машина.
- "Платная автостоянка". Один - машина, другой - шлагбаум, третий - аппарат для оплаты.
Родители и дети чувствуют некое единение, Светофор Светофорович тут
как тут. На ватманах, висящих на стене, команда детей и команда
родителей рисуют "Машину мечты" (4-е действие). Цветными фломастерами
каждый рисует определенную часть машины. С завязанными глазами.
Чтобы не было "А я хочу фары рисовать", "А я не хочу светофор
рисовать" и т.д., Светофор Светофорович заранее договаривается с
родителями, а детям раздаются опять же карточки с инструкциями -
"Кузов", "Фары", "Передние колеса" и т.д.
Перед тем, как закрыть рисующему глаза, ему дают возможность
рассмотреть рисунок и прицелиться. Светофор Светофорович следит за тем,
чтобы художники не вышли за границы ватмана и не испортили обои.
Рисование детей увлекает, добавляем "Создание собственного знака"
(5-е действие). Что-нибудь типа "Вход в лужу запрещен", "Овсозаправка
лошадок - 300 м", "Осторожно, гвозди на дороге!", "Стоянка ракетолетов
- 100 м", "Избушка на Курьих ножках - 2 км", "Дорожка для собак. Выгул
кошек запрещен", "Дорога упирается в баобаб (тупик)". Все, что
придумается.
Если дети не устали, можно сыграть в настольную игру "Как проехать
по Москве", со старшими можно смастерить подобную самостоятельно. У нас
была игра со знаками: карточки с изображением и названием дорожного
знака и парные карточки-иллюстрации, как и где на улице применяется
этот знак. Каждому нужно было найти в перемешанной стопке карточек свои
пары (6-е действие).
Пролетело полтора часа. Малыши подустали, старшим надоело дурачиться.
Подводим итоги. Дети сдали экзамен на звание Юного водителя и получают грамоты. (Вот она, цель.)
Теперь не мешает подкрепиться. Стол накрыт. Зажигаются свечи, поется "С днем рождения тебя...". Все как полагается.
Поев, гости и маленький хозяин идут в детскую комнату, просто
играют- балуются- ссорятся- мирятся- бесякаются. Потом идут гулять под
присмотром пап, потом опять подкрепляются под присмотром мам, потом
смотрят мультик и опять бесякаются-мирятся-ссорятся-балуются.
Взрослые усаживаются за стол, наполняют бокалы. Усталые, но довольные, мы подсчитываем, кто же у нас следующий именинник.
День рождения обретает второе дыхание.
Таня Лавренова