Хорошие родители практически всегда уверены, что их
ребенок – уникальный, и причесывать его под общую гребенку ни в коем
случае нельзя. Но, обнаруживая, что малыш – левша, некоторые часто
пугаются такой особенности. Виной этому, скорее всего, очень
распространенные слухи о том, что такие дети несколько неполноценны, и
имеют целый ряд сложностей в развитии.
Кто такие левши?
Для начала нужно сказать, что некоторые леворукие
дети могут быть вовсе не левшами, как ни удивительно это звучит. В
некоторых отдельных случаях ребенок может начать пользоваться
преимущественно левой рукой, не будучи от природы левшой. Это может
происходить в результате внешних воздействий. Например, если у малыша
каким-то образом был повреждена правая рука, он может активно начать
пользоваться левой, и затем просто привыкнуть к этому. Или пользоваться
левой рукой он может по примеру кого-нибудь из его окружения. Впрочем,
это частные и достаточно редкие случаи. Чаще всего ребенок уже
рождается леворуким. Ученым пока доподлинно неизвестны все причины –
почему это происходит. Но известно, что часто леворукость передается по
наследству.
Так называемое левшество – это иная организация
работы головного мозга, с которой рождается малыш, и в результате чего
он отдает предпочтение левой руке. Впрочем, это касается не только рук.
Из всех парных органов каждый человек, как правило, активнее пользуется
одним. Чтобы определить, какому глазу, уху, ноге отдает предпочтение
малыш, можно проделать несколько нехитрых тестов. Предложите ребенку
послушать, как тикают часы. Он приложит их к уху, которым пользуется
активнее. Сверните трубочку из бумаги и предложите в нее посмотреть. Он
обязательно, не задумываясь, поднесет ее к удобному для него глазу.
Но, однако, стоит помнить, что в раннем возрасте
малыш достаточно долго определяется - левша он или правша. Некоторые
дети до 6 лет колеблются с этим выбором, и могут несколько раз поменять
приоритеты. Поэтому не стоит сразу вешать ярлык леворукого на
трехлетнего малыша, который стал есть кашу ложкой, зажатой в левой
ручонке.
В чем их особенность?
Гораздо лучше, конечно, если определиться с
леворукостью или праворукостью поможет специалист. Детский психолог
сможет не только точно сообщить – действительно ли левша ребенок, но он
также может дать рекомендации по правильному воспитанию. А это
действительно необходимо, если учитывать особенности такого ребенка.
Наверное, многие слышали, что у левшей доминирует
правое полушарие, а у правшей – наоборот, левое. Конечно, на самом деле
организация работы обоих полушарий, как и их взаимодействия между собой
– это гораздо более сложный механизм, к тому же еще не до конца
изученный, и говорить о том, что одно работает лучше, а другое хуже –
несколько некорректно. Как не очень корректно, наверное, говорить о
том, что одно полушарие отвечает за эмоции, а другое – за логическое
мышление. Однако если опустить условности, то можно выразиться и так.
Другими словами, у левшей, в отличие от правшей, эмоции стоят на первом
месте, и только после идет логика. И именно поэтому ребенок-левша
требует особых условий воспитания и обучения.
Еще совсем недавно леворуких детишек поголовно
пытались переучить - научить пользоваться правой рукой вместо левой.
Сейчас уже практически всем известно, что этого делать ни в коем случае
нельзя. Как сообщила детский врач-невролог педиатрического центра
Дорожной клинической больницы Яна Литвинова, переучивая ребенка-левшу,
таким образом влияя на саму его природу, можно серьезно навредить его
нервной системе, в результате чего у ребенка могут сформироваться
различные формы неврозов, в том числе заикание.
Малыш-левша острее реагирует на различные стрессовые
ситуации, чем его праворукие сверстники. Одним из факторов стресса
является, конечно же, то, что наш мир создан для правшей, и леворукие
испытывают порой сложности даже на бытовом уровне, например, в
использовании каких-то приборов. Однако эти препятствия со временем
ребенок вполне успешно научится преодолевать самостоятельно. Ему можно
помочь, приспособив повседневные вещи, которые он использует, под его
леворукость.
Левша идет в школу
Пожалуй, одна из главных проблем для левши, который
начал учиться – это особенности восприятия и усваивания новой
информации. Здесь он достаточно сильно отличается от праворуких
сверстников. И именно на этом этапе родителям нужно обязательно
советоваться со школьным психологом о методах обучения. Не стоит
пугаться, если ребенок не сразу усвоит материал, который на первый
взгляд кажется легким. Некоторые леворукие детишки нередко путают даже
такие простейшие, как нам кажется, понятия, как верх-низ, право-лево,
или вертикально-горизонтально. Это, в частности, может выражаться в
рисовании.
У левшей могут возникнуть проблемы с чтением:
некоторые дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого.
Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями,
которые они отображают. Такие нарушения – не обязательное правило для
всех маленьких левшей, и в целом они не являются признаком какой-то
неполноценности или заторможенности ребенка. При правильном подходе все
эти проблемы эффективно решаются.
Что касается занятий дома, то прежде всего родителям
необходимо помочь левше организовать рабочее место. Нужно изменить при
письме наклон тетради, помочь правильно взять ручку, позаботиться о
том, чтобы свет падал справа. Желательно выполнять специальные
упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное
восприятие. О том, как правильно все это организовать, также нужно
посоветоваться с психологом и педагогами.
Очень важна для этого необычного ребенка и
психологическая поддержка родителей. Но тут тоже не должно быть
«перебора». То есть ребенок ни в коем случае не должен думать, что с
ним что-то не так. Порой именно мысль, что он не такой как все, а,
возможно, даже хуже, может негативно повлиять на психологическое
состояние левши. Стоит всегда помнить, что левша – это обычный ребенок,
с обычными потребностями в родительской ласке, в играх и в общении со
сверстниками.