Изгой в классе
"В классе моего сына есть хулиганская группировка, которая дразнит и высмеивает моего ребенка.
Они обзываются на него нехорошими словами: "дурак", "тупица", "толстый" и так далее.
Я считаю, что пока не надо вмешиваться. Мальчики должны сами разобраться", -
так считала одна из мам, обратившихся в Центр "Взаимодействие" за
психологической консультацией.
Распространенный миф о том, что дети должны сами решить конфликт между собой,
часто является ошибочным. В том случае, когда ты один на один со своим обидчиком,
третий действительно лишний. Совсем другое дело, когда ребенка травит группировка
обнаглевших подростков или когда девочка имеет дело один на один с мальчиком в
два раза сильнее ее. Здесь необходимо срочное вмешательство педагога, либо
родителей, если учителя бездействуют. Иначе вы рискуете, что вашего ребенка
изуродуют не только психологически, но и физически. Здесь действует простой з
акон физики. Дети - обидчики, как правило, намного превосходят своих жертв по
физической силе.
Какие дети наиболее подвержены тому, чтобы стать изгоем в классе?
Зарубежные психологи выделяют следующие психологические факторы риска: в первую
очередь, это дети с физическими отклонениями в развитии. Дети - инвалиды с
видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью
или хроническими психическими заболеваниями.
Такие дети могут стать не только изгоями в классе, но и быть обременительными
для своих родителей. Родители, которые больше заботятся о том, как они и их
ребенок выглядят в глазах окружающих, чем о самом ребенке, рассматривают его
как символ собственного поврежденного самоотражения. Они могут пренебрегать
психологическими потребностями ребенка: в любви, во внимании, в принятии, в
защите и так далее.
Кроме того, дети могут способствовать насилию, как
со стороны класса, так и со стороны учителей своей агрессивностью, гиперактивностью и
импульсивностью. Такое поведение можно расценивать, как провоцирующее.
Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики.
Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны. Эти дети часто имеют
симбиотические (слишком тесные) связи с родителями, обладают слабым социальным
опытом и поддержкой.
Психологи выделяют некоторые поведенческие черты жертвы:
подвергается высмеиванию, толчкам и пинкам, старается избегать драк, его вещи отнимают
или уничтожают, приходит домой в порванной одежде, в царапинах и синяках, сверстники
не принимают его в свои игры, с ним почти никто не дружит, старается держаться вблизи
от учителя.
Если это портрет вашего ребенка, то у вас есть повод прояснить ситуацию в его
школе и классе. Унижения, оскорбления, издевательства и высмеивание ребенка
расцениваются психологами как психологическое насилие.
Родителям необходимо не только защищать и поддерживать своего ребенка, но и
научить его быть более активным и защищать себя. В конечном итоге ваш ребенок должен
научиться самостоятельно справляться с проблемами и в то же время он будет чувствовать
защиту в своей семье. Нужно больше хвалить и поощрять его поступки, даже самые мелкие
достижения. Тем самым вы будете повышать его самооценку и создавать ощущение успеха.
Если ваш ребенок обладает реальными физическими дефектами, важно, чтобы вы к этому
спокойно относились. Дети прекрасно чувствуют состояние родителей и являются его
индикаторами. В качестве примера можно привести две семьи: в одной девочка облысела
в 6 лет, в другой мальчик и девочка облысели примерно в том же возрасте. В первой
семье мать очень тревожная и гиперопекающая в течение семи лет таскала дочь по разным
врачам, заставила ее сменить школу, потому что там девочку обзывали и высмеивали.
В новой школе ситуация повторилась. У девочки - подростка сложился комплекс
неполноценности. Она носит парик и скрывает проблему от одноклассников, вызывая
тем самым к себе всеобщий интерес.
В другой семье мать быстро убедилась,
что лечение у врачей не принесло ее детям ощутимых результатов, и оставила
дальнейшие попытки, перестав при этом заострять внимание на этой проблеме.
Если говорить более точно, она совершенно спокойно к этому относилась. В результате
ее сын и дочь оба коротко стриженные, причем у девочки нет даже бровей, чувствуют
себя прекрасно и в школе все давно привыкли к их виду.
Эти два случая иллюстрируют также степень детского интереса и любопытства ко всему
необычному, их потребность все изучать и исследовать, узнавать истину. По этой причине
девочке из одной семьи задавали разные нетактичные вопросы, а брату с сестрой из
другой семьи вопросы быстро перестали задавать, так как тема была исчерпана.
Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал, что вы действительно любите и принимаете его
таким, какой он есть, что вы считаете его привлекательным. В силу своего эгоцентризма
дети приписывают ошибки взрослых самим себе: "Если врачи так долго не могут меня
вылечить, значит это я такой плохой", "Если отец пришел с работы и не поздоровался
со мной, значит во мне что-то не так, я в чем-то провинился".
Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и уверенность в
себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате он будет игнорировать
своих обидчиков и им будет уже не так интересно его дразнить.
Если вы решили разобраться с обидчиками, то вам необходимо не только серьезно
с ними поговорить, но и выяснить ситуацию в их семьях. Обидчиками, как правило,
становятся дети, которые хронически подвергаются насилию и пренебрежению либо со
стороны группы сверстников, либо со стороны взрослых.
Так, ко мне на консультацию пришла мать вся в слезах: "Мой сын стал очень
агрессивным, дерется в школе, хамит учителям, бьет брата. Я знаю причину -
раньше я постоянно наказывала его ремнем, мне казалось, что так правильно его
воспитывать. Теперь я боюсь, что из него вырастет преступник".
Действительно, если ничего не делать в этой ситуации, то из таких детей
вырастают потом преступники. Здесь, как и в других случаях, когда дети становятся
жертвами или обидчиками необходима серьезная работа психолога со всей семьей.
Насилие порождает насилие. В одной ситуации ребенок оказывается жертвой, в другой
обидчиком. Обычно, обидчики получают удовольствие от своей роли, так как им
наконец-то удается приобрести чувство силы и контроль над ситуацией.
Итак, вам необходимо быть внимательными к школьной жизни своих детей.
Очень часто, ситуация "изгоя в классе" складывается не случайно, а является
преувеличенным, как в кривом зеркале, отражением отношений царящих в семье.