Что
делают дошкольники большую часть своей жизни? Они играют. Причем играют
во все. В игре ребенок непринужденно познает окружающий мир,
приобретает новые знания, умения, навыки, развивается. Ярко
выражена в это время ролевая или, как ее иногда называют, творческая
игра. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых
людей и во обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят
деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и
исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы,
доктора, водителя, пирата – и образцы его действий. Ребенок старше 3
лет становится гораздо более самостоятельным, и его совместная
деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время,
игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не
сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без
тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок
приобретает тоже благодаря взрослым. Те моменты в деятельности и
отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют
содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность
– режут хлеб, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения
действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это
делали. Действия разных детей не согласуются друг с другом. Для
средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия
производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними
отношений. Поэтому пятилетний ребенок никогда не забудет «нарезанный»
хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность
действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Для
старших дошкольников важно подчинение правила, вытекающим из роли,
причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. И
собственно игровые действия постепенно теряют свое первоначальное
значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а
иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за
стол!»). Игра способствует становлению не только общения со
сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления
своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а
затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность
предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и
контроля. И что еще очень важно! Обратите внимание! В игре образцом
служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого
человека, чье поведение копирует ребенок! А чье поведение копирует ваш
ребенок? Оно достойно копирования? Нужны ребенку и различные
игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции,
которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других
(поэтому нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный,
с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него
коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно
играть, развивая свое воображение. Ребенку в это время нужны
полезные игрушки, которые бы развлекая его, развивали еще и его
мышление, память, внимание, моторику. Какие это игрушки? Да, к примеру,
конструкторы, кубики, мозаики – это обязательный атрибут любой игровой
комнаты.
Скачать "Роль игры в развитии дошкольника" бесплатно, без регистрации
Материалы по теме:
Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями
|
|