Опыт работы специалистов различных ДОУ. Формированию у дошкольников представления о видах спорта: футболе, лыжном и велосипедном спорте, здорового образа жизни, статьи о взаимодействии с семьей, программа для дошкольников с нарушением зрения, рекомендации по организации занятий физической культурой в ДОУ, о новых подходах к оздоровлению детей, направления и этапы работы по оздоровлению детей, о профилактической и лечебной силе воздействия музыки, об опыте применения сенсорной комнаты
Можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Знакомство с профессиями: бухгалтер, спасатель, фермер, парикмахер, портной, продавец, сапожник, строитель, водитель, врач, повар, пожарный, библиотекаря, воспитателя, военнослужащего
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Власкова Н.Ю. музыкальный руководитель МДОУ № 61,г. Апатиты Одна из основных задач по подготовке детей к школе – укрепление и сохранение здоровья детей. О влиянии искусства на жизнь и здоровье людей было известно давно. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины. По статистике Министерства здравоохранения 70-80% обследованных детей имеют нарушения психосоматического характера. Поэтому, занимаясь музыкальным воспитанием детей, я в своей работе пытаюсь полнее использовать профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Здоровье дошкольника – это, прежде всего, его эмоциональное и физическое благополучие. Причём соматические изменения зачастую зависят от психического состояния ребёнка, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Даже в грудниковом возрасте, услышав музыку, малыши перестают плакать и, кажется, двигают ручками и ножками в такт, так называемый «комплекс оживления» является исходной точкой в формировании эмоциональных реакций. Именно слушание музыки является приоритетным в музыкальном воспитании, так как обогащает и расширяет эмоциональный мир ребёнка. Произведения Мусоргского, Свиридова, Чайковского, Прокофьева, Шумана и других композиторов несут радость и удивление, страх, умиротворение, печаль – весь спектр чувств, возникающих у ребёнка в процессе слушания музыки. Восприятие музыки может быть пассивным: для релаксации и улучшения настроения, но я, если это позволяет музыка, часто использую активное восприятие. Предлагаю детям передать в движении те чувства, которые вызвала музыка. Пьесы «Гном» М. Мусоргского, «Баба Яга» П. Чайковского пробуждают гнев, раздражительность, злость, выполняя движения под музыку, дети не только передают свои чувства, но и проживают свой страх. Учатся пластичности, мягкости двигаясь с лентами, шарфами, цветами под «Синтементальный вальс» П. Чайковского и «Метель» Г. Свиридова. Переживают радость и волнение, танцуя с «новой» куклой, удивление и восторг птенцов только что вылупившихся из скорлупы под музыку М. Мусоргского. Одним из средств активного восприятия музыки я считаю мелодекламацию. Удачно подобранные, совпадающие с музыкальным произведением стихи, четверостишия помогают детям почувствовать ритм, способствуют правильному речевому дыханию, воспитывают выразительность и эмоциональность речи, обогащают новыми http://www.bibliodetstvo.org.ru впечатлениями. Так дети средней группы стихи о животных: «Хитрая лисичка» Т. Караманенко, «Усы для красы» З. Петровой с большим воодушевлением прочитали под музыку «Гавот» Госсека, «Кот в сапогах» Б. Чайковского. Очень трогательно и проникновенно прозвучало стихотворение Ю. Друниной «Зинка» под музыку Френкеля «Журавли». Если слушание обогащает и укрепляет эмоциональное благополучие дошкольников, то танцы, физические упражнения развивают тело, укрепляют здоровье, улучшают настроение. Движение – это естественное состояние для развития ребёнка. Во время движения под музыку у детей развивается мышечное чувство, двигательные навыки, происходит сброс накопившейся энергии. Оздоравливающей является и сама ритмическая организация музыки. Именно ритм помогает правильному дыханию, регулирует пульс, моторику и химические процессы при обмене веществ. Ритм даёт эффект концентрации и релаксации. Являясь важным компонентом в музыке, чувство ритма очень трудно развивать, а речедвигательные упражнения и игры помогают мне в решении этой проблемы. Поэтому в совей работе в разделе музыкально-ритмические движения использую мат-ая О.В. Кацер старшего научного сотрудника лаборатории «Интеллектуально-творческого развития ребёнка» и С.А. Коротаевой «Музыкальное воспитания детей в системе арттерапии» Двигательно-речевые упражнения, разработанные ими, помогают при разучивании танцевальных движений: выставление поочерёдно ноги на носок, боковой приставной шаг, боковой галоп. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга находятся рядом, поэтому активизация речи помогает успешности в движении и наоборот. По рекомендациям автора использую постепенное усложнение: так в игре «Бубен», вначале я говорю текст и имитирую движения игры, дети повторяют, затем вношу бубен, на третьем этапе дети проговаривают текст, а затем передают бубен. Разучивание танцев происходит в игровой форме, поэтому процесс проходит непринужденно,(«Сапожок», «Танец кукол», «Вальс друзей») доставляет детям удовольствие. Оздоровительный эффект в музыкальном воспитании приносит не только движение под музыку, но и пение – это наиболее любимый вид деятельности дошкольников. Обучая детей пению, я не только обращаю внимание на правильную посадку, но и формирую правильное дыхание. Важно научить ребёнка носовому дыханию, что способствует профилактике насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока головного мозга. Во время занятий пением на определённом этапе разучивания идёт работа над дыханием. Для этого я использую разные приёмы: http://www.bibliodetstvo.org.ru продолжительный выдох на снежинку (бабочку, шарик, ленточку), долгий и короткий выдох ветерок и ветер, длинные и короткие ниточки при пропевании музыкальной фразы. Детский голос очень слабый, крепнет медленно и лишь к 7-8 годам. Дошкольники могут петь только тихо и недолго, поэтому важно оберегать детей от крикливого, форсированного пения, развивать вокальные способности. В этом помогают методические рекомендации Т.Э. Тютюнниковой и её «Песенки – бусинки». Короткие песенки, которые построены на пентатонике, лежащей в основе всей народной музыки. Поэтому песенки доступны детям, развивают их навыки интонирования, правильного дыхания, ладового слуха, артикуляции: «Паучок и гамачок», «Кузнечик», «Кошачий ответ». Во время их пропевания мышцы гортани получают возможность нормально развиваться и укрепляться. Таким образом, музыка и использование новых технологий в движении и пении детей создаёт положительный эмоциональный климат, который является основой здоровья наших воспитанников. В детском саду музыкальному воспитанию уделяется большое внимание в плане разностороннего их развития. Ребёнок слушает музыку, поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах. К сожалению, в школе эта работа не продолжается, уроки пения считаются второстепенными, а иногда и вообще не проводятся. Кроме того, они предусматривают развитие лишь певческих навыков, обучение музыкальной грамоте и лишают ребёнка удовольствия двигаться под музыку. Я сорвал цветок - он завял. Я поймал бабочку – она умерла. И я понял: прикоснуться к красоте можно только сердцем. Музыка способна разбудить душу ребёнка и его сердце почувствует красоту окружающего нас мира. План занятия После посещения занятий с психологом, старшим воспитателем, музыкальным руководителем, мама и малыш приходят на занятия в физкультурный зал. Предварительно я провожу небольшую беседу с родителями: • о возрасте, • о состоянии здоровья ребенка, • когда он начал ходить? • чем болел? • какими особенностями обладает? и т.д. Затем я составляю план занятия, готовлю зал. Малыша на занятии встречают сказочный герой из кукольного театра или мягкие игрушки, сидящие у массажных дорожек, яркого «бревна». Иногда с нами играет любимая игрушка малыша. И всегда рядом мама или папа, а иногда даже http://www.bibliodetstvo.org.ru бабушка или дедушка. Мы все вместе бегаем, прыгаем, выполняем различные упражнения. На занятии звучит красивая музыка, которая то заставляет бойко двигаться, то предлагает лечь и послушать, как поют птички, журчит ручеек и т.п. Бывают ситуации, когда малыш прижимается к маме и наблюдает, как «прыгает» собачка или «ходит» уточка, а потом постепенно включается в занятие. Итогом нашего общения, как правило, становится желание встретиться вновь. В идеале, таких занятий должно быть четыре, но обычно бывает два или три до поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума. Мы постараемся Вам помочь.