Опыт работы специалистов различных ДОУ. Формированию у дошкольников представления о видах спорта: футболе, лыжном и велосипедном спорте, здорового образа жизни, статьи о взаимодействии с семьей, программа для дошкольников с нарушением зрения, рекомендации по организации занятий физической культурой в ДОУ, о новых подходах к оздоровлению детей, направления и этапы работы по оздоровлению детей, о профилактической и лечебной силе воздействия музыки, об опыте применения сенсорной комнаты
Можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Знакомство с профессиями: бухгалтер, спасатель, фермер, парикмахер, портной, продавец, сапожник, строитель, водитель, врач, повар, пожарный, библиотекаря, воспитателя, военнослужащего
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МДОУ ПО СОХРАНЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МДОУ ПО СОХРАНЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ М.Н.Вохмянина Зав. МДОУ № 15 г. Кировск Формирование здоровья дошкольников и их валеологическое образование является приоритетным направлением педагогической деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения в течение последних 10 лет существования. Здоровье детей – это особая проблема. В связи с этим наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение и формирование здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Модель формирования здоровья детей, разработанная педагогическим коллективом и изложенная в программе ЗДОРОВЬЯ, содержит следующие блоки: - «Здравотворчество» - «Сотрудничество» - «Педагогическая поддержка» - «Взаимодействие» - «Преемственность» Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается: - направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе МДОУ «Детского сада № 15»); - комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня и в зависимости от времени года; - созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в МДОУ; - формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием социального партнёрства. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников установки на здоровье как на важную жизненную ценность, реализацию комплекса здоровьесберегающих факторов в ходе воспитательно-образовательного процесса, формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности, что может культивировать у дошкольников осмысленное отношение к собственному здоровью. Данный подход предусматривает мониторинг и коррекцию динамики соматического здоровья на различных стадиях развития организма ребёнка. Коррекция имеет: - развивающий характер в зоне ближайшего развития; - направленность на повышение адаптивного потенциала ребёнка с http://www.bibliodetstvo.org.ru помощью немедикаментозных средств и изменений условий среды, в которых он обитает. Эта работа ориентирована на создание в МДОУ и семье такого здоровьесберегающего образовательного пространства, такой здоровьесохраняющей среды, которая прежде всего не наносила бы вреда ребёнку, но полноценно и гармонично развивала его, формируя потребность быть здоровым. Здоровье является интегральным состоянием, и его планомерное развитие в условиях МДОУ «Детского сада № 15» осуществляется по следующим направлениям: 1. Лечебно-профилактическое ( фито-, витамино-, аэрофито-, аэроионо-, фитонцидотерапии; приём настоек и отваров растений- адаптогенов и т.д. в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей). 2. Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка (психологически комфортная организация режимных моментов оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, стиль общения взрослого с детьми, использование приёмов релаксации в режиме дня , применение психогигиенических средств и методов: элементы аутотренинга и релаксации, психогимнастика, элементы арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, смехотарапии, фитодизайн). 3. Оздоровительная направленность воспитательно- образовательного процесса ( учёт гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошк.возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, включение в работу мер, обеспечивающих гигиену нервной системы ребёнка в ходе восп.-обр.процесса: -учёт индивидуальных особенностей и интересов ребёнка; -предоставление детям свободы выбора и волеизъявления, со- - здание условий для самореализации; - ориентация на зону ближайшего развития ребёнка; - избегание усреднённого подхода к ребёнку и т.п.). 4. Формирование валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни). Э Т А П Ы Р А Б О Т Ы: 1 ЭТАП: Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды МДОУ. Медицинский персонал МДОУ производит регулярный осмотр детей, определяет уровень психомоторного развития, выявляет группы ЧДБ детей, детей с хроническими заболеваниями. Специалисты детской поликлиники выявляют различные http://www.bibliodetstvo.org.ru функциональные нарушения у детей. Педагогами и специалистами дошкольного учреждения (валеологом, инструктором по ф/к) осуществляется диагностирование общей физической подготовленности детей и их валеологических умений и навыков. Педагоги заполняют листы здоровья и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие. Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребёнка, содействующий сохранению и формированию здоровья. 2 ЭТАП: Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ. Использование в режиме дня: а). Отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей; б). Различных оздоровительных режимов – (для детей группы ЧДБ; ослабленных после перенесённого заболевания; для детей, имеющих ту или иную патологию; для детей с хроническими заболеваниями; на период Полярной ночи; на время каникул; в летний период); в). Комплекса закаливающих мероприятий: - воздушное закаливание; - хождение по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия); - хождение босиком; - водное закаливание (обширное умывание, «топтание» в тазах, полоскание горла и рта); - максимальное пребывание детей на свежем воздухе. г). Физкультурных занятий всех типов. д). Оптимального двигательного режима: кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя и бодрящая гимнастики, физкультурные занятия, проведение подв. игр, прогулки, муз.-ритмические занятия, самостоятельная двигательная деятельность детей), мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики: - использование зрительных тренажёров Базарного; - минуты здоровья, пятиминутки здоровья, пальминг для глаз; - двигательные переменки между занятиями; - походы, минитуризм; - оздоровительный бег; - проведение Дней здоровья (каждую пятницу); - проведение Недели здоровья (каникулярное время); - физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице; - хореография (со 2 младшей группы). Реализация системы спортивно-оздоровительной работы позволила удовлетворить интересы, склонности и способности детей в двигательной http://www.bibliodetstvo.org.ru деятельности. Для старших дошкольников организована работа спортивных секций: «Школа мяча», фигурное катание, плавание. Занятия проводятся на базе нашего дошкольного учреждения тренерами - преподавателями ДЮСШ № 2, Комплексной специализированной детско-юношеской школой Олимпийского резерва, городского бассейна. е). Образовательных ситуаций, способствующих формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности –разработаны планы мероприятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения: - по профилактике травматизма среди воспитанников; - по противолавинной безопасности; - по обеспечению безопасного пребывания детей на льду; - по противопожарной безопасности; - по безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации; - по действиям для заблудившихся в лесу, парке, на окраине города ( азбука А-У). В настоящее время вопросы организации и обучения детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности, воспитания у них валеологических навыков и умений являются особо актуальными в комплексной проблематике здоровья, поскольку позволяют дошкольникам самостоятельно решать задачи, связанные с безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи. Дети учатся приёмам расслабления, аутотренингу, самомассажу, получают знания о полезных и вредных растениях и т.п. Педагогами Детской Школы искусств № 1 организованы занятия эстетического цикла: хоровое пение, хореография и изодеятельность, начиная со 2 младшей группы. Во взаимосвязи с физкультурно- оздоровительной работой эстетотерапия позволит комплексно решить вопросы формирования сознательного отношения к здоровью. ж). Организация здорового образа жизни ребёнка-дошкольника. Она заключается в привитии культурно-гигиенических навыков (с ясельного возраста), формировании потребности в ежедневной двигательной деятельности, развитии представлений о строении собственного тела, формировании осмысленного отношения к его состояниям и возможностям, развитии коммуникативных навыков, в осмыслении и осознании собственного Я – физического, психического и социального, в формировании элементарных представлений об окружающей среде и о человеке как её части, в полноценном сне и рациональном питании. 3 ЭТАП: Взаимодействие МДОУ с семьёй и социальными институтами детства по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй строится на основе доверительных отношений, накопления согласия, показа эффективности педагогической работы коллектива МДОУ в рамках охраны и укрепления здоровья детей. На информационных стендах для родителей в каждой возрастной http://www.bibliodetstvo.org.ru группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств: такие как: «Растим детей здоровыми», «Узелки на память» и т.п. Родителям предлагаются рецепты витаминных чаев, бальзамов, коктейлей для приготовления и использования в домашних условиях; способы обогащения домашнего питания витаминами, добавками; употребление соков, ягод, фруктов; применение фито- и аэрофитотерапии дома; предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пальчиковые игры, миогимнастика. Родителей привлекаем к участию в наших экологических акциях, в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения. Развивая социальное партнёрство, наше дошкольное учреждение как открытая образовательная система осуществляет взаимодействие с городскими учреждениями культуры и досуга, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также с такими структурами как милиция, пожарная служба и служба спасения, на основании плана совместной работы. Сотрудники милиции, пожарной службы и службы спасения принимают участие в «Неделях безопасности», организованных в дошкольном учреждении с целью выработки у детей защитного поведения, формирования адекватных действий в опасных ситуациях. На сегодняшний день мы предпринимаем шаги к привлечению сотрудников этих городских служб в разные формы педагогического процесса: - в проведение бесед с опорой на реальный жизненный опыт; - в занятия познавательного цикла; - игровые тренинги по эвакуации, оказанию первой помощи при травмах, если заблудился в лесу или на окраине города и т.п.; - игры-драматизации по рассмотрению типичных опасных для ребёнка ситуаций (контакты с незнакомыми людьми, контакты с животными, один дома и т.п.); - мини - походы, экскурсии; - проведение инструктажей и разъяснений с детьми старшего дошкольного возраста; и т.п. Активно взаимодействуя с различными социальными институтами детства, мы привлекаем к работе с детьми нашего дошкольного учреждения дополнительных квалифицированных специалистов, преследуя цель – повышение качества образовательных и физкультурно-оздоровительных услуг, реализацию концепции охраны здоровья дошкольников. Подобная интеграция создаёт возможности для построения системы «Детский сад – семья – социум» в реализации педагогического воздействия на воспитанников. Тесное взаимодействие с женской консультацией установилось в ходе работы клуба будущих мам «Гений в животике». Совместными усилиями мы активизируем мотивацию будущих мам к рождению и воспитанию здорового ребёнка. Комплексы занятий с мамами, проводимыми в дошкольном учреждении, включают пение колыбельных, прослушивание шедевров классической музыки, чтение поэзии А.С.Пушкина, всё то, что направлено на духовно-нравственное совершенствование будущей матери и младенца, http://www.bibliodetstvo.org.ru формирование душевного здоровья, гармонии чувств, эстетического наслаждения будущей мамы, ведь период беременности – это стартовая площадка для здоровья будущего ребёнка. 4 ЭТАП: Конечные результаты. - формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников; - внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению и формированию здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ и семье; - формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своём здоровье, потребности в здоровом образе жизни; - обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей; - улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума. Мы постараемся Вам помочь.