Опыт работы специалистов различных ДОУ. Формированию у дошкольников представления о видах спорта: футболе, лыжном и велосипедном спорте, здорового образа жизни, статьи о взаимодействии с семьей, программа для дошкольников с нарушением зрения, рекомендации по организации занятий физической культурой в ДОУ, о новых подходах к оздоровлению детей, направления и этапы работы по оздоровлению детей, о профилактической и лечебной силе воздействия музыки, об опыте применения сенсорной комнаты
Можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Знакомство с профессиями: бухгалтер, спасатель, фермер, парикмахер, портной, продавец, сапожник, строитель, водитель, врач, повар, пожарный, библиотекаря, воспитателя, военнослужащего
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА (из опыта применения сенсорной комнаты)
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА (из опыта применения сенсорной комнаты) Аникеенко Л.В. педагог-психолог МДОУ № 56 г.Апатиты Актуальной задачей современной психологической и педагогической практики является профилактика нарушений психического развития у детей дошкольного возраста. Одним из современных подходов решения данной задачи является использование концепции сенсорной комнаты. В нашем детском саду работают 2 группы раннего , 3 группы дошкольного возраста и 1 класс школы. Мы работаем по программе «Развитие» Л.А.Венгера, где центральной задачей развития умственных способностей является развитие сенсорного опыта детей. Авторы программы считают, что накопление и обработка информации начинается с ощущения и восприятия. Наиболее актуальной задачей, которую можно решать с помощью сенсорной комнаты, является развитие сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом. Также хорошо известно, что в основе развития эмоциональной сферы лежит развитие всех форм чувствительности. Перинатальные психологи давно заметили, что чем больше тактильных, вкусовых, обонятельных раздражителей имеется в жизни ребенка до года, тем более богатым становится эмоциональный мир трехлетнего ребенка. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития восприятия, на основе которого развивается память, внимание, мышление., В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» (Л.С.Выготский). Перцептивные т.е. «обследовательские» действия, будучи ведущими определяют содержание и способы функционирования психических форм, и сами продолжают интенсивно формироваться в этот период. Для своевременного становления перцептивных функций необходимо создание развивающей среды, дающей ребенку представление о разнообразии внешнего мира. Разумность такого подхода подкрепляется данными нейрофизиологии, говорящими о прямой зависимости роста развивающего мозга от сенсорного опыта. Особенно это важно в условиях Крайнего Севера, где преобладают неблагоприятные погодные условия, недостаточно зрительных стимулов, особенно в период полярной ночи, что приводит к сужению внешнего круга впечатлений ребенка, тормозит его интеллектуальное развитие. Именно в таких условиях сенсорная комната становится хорошим инструментом для стимуляции всех видов чувствительности, зрительного и слухового внимания, моторного развития. Стимулирование сенсорного развития детей становится основой занятий, которые проводятся с микрогруппами детей в сенсорной комнате. http://www.bibliodetstvo.org.ru Использование сенсорной комнаты (СК) на базе нашего учреждения предусматривает два направления: использование СК как элемента досуга и развития детей, и это направление разрабатывается воспитателями групп под руководством методиста, второе направление касается использования СК как метода коррекции и стимуляции психического развития детей в целом и в разработке направления участвует психолог. Оборудование нашей сенсорной комнаты направлено на решение следующих задач: • развитие сенсорных ощущений, как основы эмоционального реагирования; • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условий для релаксации и восстановления душевного равновесия; • стабилизация центральной нервной системы; • стимуляция двигательной активности; • создание положительного эмоционального фона. Программа занятий в СК включает в себя три временных этапа: 1 – ознакомительный; 2 – адаптационный; 3 – развивающий. На первом и втором этапах дети постепенно привыкают к новым ощущениям от незнакомых материалов и поверхностей. Необходимой на этих этапах является и предварительная подготовка детей через рассказ о сказочной, волшебной комнате. В младших группах используется мягкая игрушка, которая вместе с ребенком совершает путешествие по СК. После того, как дети достаточно освоятся в новом пространстве, поэтапно вводятся в действие элементы СК. Занятия в СК проводятся в форме игр, которые организуются для небольшой подгруппы (2-3 ребенка одной возрастной группы), или индивидуально. После периода адаптации можно приступать к непосредственному развитию сенсорной чувствительности, начиная с наиболее сохранных и филогенетически наиболее древних видов – тактильной и кинестетической, постепенно переходя к более депривированным – зрительным и слуховым. Многие исследования, касающиеся проблем воспитания детей дошкольного возраста, отмечают наличие искажений в становлении эмоционально-волевой сферы детей и сферы самосознания. В психологической коррекции подобных нарушений нами активно используется СК. 1. Использование СК позволяет значительно ускорить этап установления эмоционального контакта ребенка со специалистом. Сеансы в сенсорной комнате раскрепощают ребенка, создают необходимый для дальнейшей работы положительный эмоциональный настрой. 2. Ребенка особенно привлекают ситуации, когда его действия вызывают эффект. Таким эффектом может быть зажигание света, появление кусочков блестящей фольги после включения лампы, зажигание лампочек после нажатия кнопки (панно «Бесконечность») и т.д. Это помогает создать для ребенка ситуации успеха и через это повысить его самооценку. 3. Стиль поведения взрослых оказывает огромное влияние на формирование http://www.bibliodetstvo.org.ru личности ребенка. Взрослые часто выступают в роли учителя и начинают требовать, чтобы ребенок следовал их инструкциям. В результате подобного стиля общения у ребенка вообще будет подавлена инициатива. Воспитать у них самостоятельность и инициативу отнюдь не просто, а без них жить им будет очень трудно. Предоставленная ребенку возможность самому выбирать сенсорную панель, самостоятельно взаимодействовать с ней, свободно двигаться в пространстве сенсорной комнаты создает предпосылки для развития у детей инициативы и самостоятельности, становится первым шажком в становлении произвольного поведения. 4. Сенсорная комната используется для развития творческого воображения. Перед входом в СК детям рассказывают, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло нужно выполнять задания… Наблюдая за вращающимся светильником можно представлять себя летящим в космическом корабле… Сидя в кресле и слушая музыку, ребенок представляет, что он находится на лесной полянке, на берегу моря и т.д. 5. Психокоррекционная программа помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы кроме элементов психогимнастики, арттерапии, игротерапии, включает в себя и применение СК. Сеансы в сенсорной комнате помогают снять состояние психического дискомфорта, снизить эмоциональную напряженность. В работе с гиперактивными детьми особенно эффективными становятся сеансы релаксации. Кроме этого известно, что в психокоррекционной работе с детьми данной категории важным становится развитие произвольного внимания. Наблюдения за поднимающимися кусочками фольги, за огоньками на «звездном» небе, журчащей водой в фонтане надолго привлекают детей, развивая устойчивость и концентрацию внимания. При этом ребенок свободен от контролирующей и направляющей роли взрослого. Гиперактивные дети характеризуются повышенной возбудимостью нервных процессов и, работая с ними в СК, мы ограничиваем использование ярких светящихся ламп, применяя «мягкий» вариант окружения. 6. В работе с детьми со сниженной потребностью к общению, с аутическими проявлениями первостепенной задачей становится установление контакта. Яркие, динамичные оптические панели помогают привлечь внимание ребенка с коммуникативными проблемами к внешним сигналам, вывести его, хотя бы кратковременно, из сферы внутреннего мироощущения. Окружение СК помогает психологу вызвать у ребенка приятные впечатления, создать основу для включения элементов контакта в привычную аутостимуляцию ребенка. Известно, что у аутичного ребенка существует огромная пресыщаемость в контактах, что в условиях жизни в группе сверстников, значительно усугубляет его положение. СК дает такому ребенку (впрочем, как и детям с другими эмоциональными проблемами) возможность пребывания в благоприятной для него обстановке. Таким образом, сеансы в СК могут являться первоначальным этапом коррекционной работы, либо занятия в СК могут последовательно включаться после других психокоррекционных занятий или коррекционная http://www.bibliodetstvo.org.ru программа может быть составлена полностью на основе посещений СК. Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. Например, если у ребенка с диагнозом гиперактивность отмечается повышенная тревожность, сниженный эмоциональный фон, замедленные темпы развития наглядно-образного мышления, воображения, мелкой моторики. Сеансы в СК позволяют в одном занятии развивать и мелкую моторику через игры с сенсорным панно и воображение через рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать эмоциональную напряженность через релаксацию. При всех видах нарушений сеансы в СК являются составной частью общей психокоррекционной работы. Вариант подбора элементов СК в ДОУ включает в себя: 1. Мягкая среда. Обеспечивающая уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах: - ковер напольный – нужен для создания мягкой поверхности, на которой ребенок или взрослый может сидеть, двигаться; - пуфики-кресла с гранулами (сплодж) – это сидение, которое служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму тела. Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа; - сухой бассейн (выносной, из-за небольших размеров помещения). Используется как для релаксации, так и для активных игр. Контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно перемещаться или менять позу не опасаясь упасть, стукнуться. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движения в пространстве; - детское зеркальное панно - используется для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок. Мягкая среда пополняется безопасными игрушками и предметами. 2. Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса. http://www.bibliodetstvo.org.ru - Магнитофон с набором кассет - музыка является неотъемлемой частью СК. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в своей СК мы используем специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.; - висящая система «Мелодичный звон», основным направлением использования является звукотерапия. Приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе, способствуют релаксации. Кроме того эти звуки служат сигналом для перехода от одной деятельности к другой, тем самым способствуя переключению внимания и развитию процесса саморегуляции. - лампа «Вулкан» с постепенно поднимающимися вверх кусочками фольги, завораживает внимание, вызывает разные фантазии. Угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства; - панно «Бесконечность» - хорошее средство для зрительной стимуляции. В выключенном состоянии представляет зеркало. После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося круглого тоннеля, уходящего в бесконечность; - переливающийся светильник - (на основе светооптических волокон) создает уют в СК. Включаясь в затемненной комнате, он как бы «оживает», притягивая взор. Эффект мерцания привлекает внимание и успокаивает. - светильник вращающийся. В темноте СК вращающийся диск с цветными окошками напоминает летящий в космосе космический корабль, загадочный и недостижимый. Используется для стимуляции зрения, движений, развития воображения. - звездная сетка - сеть, в которую вплетены лампочки. Прекрасное средство для коррекции психоэмоционального состояния и тренировки глазодвигательного анализатора. 3. Тактильная среда. Позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. - Сухой душ - «водопад» из разноцветных атласных лент. Ленты спускаются вниз словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения. За «струями» можно спрятаться, что особенно подходит для аутичных детей; - игровое тактильное панно «Полянка» - сенсорная панель для рук, представляет собой панно и ковролина и съемных деталей. Детали различны по цвету, форме, материалу. Они дают возможность получения разнообразных ощущений, способствуя развитию тактильной чувствительности и воприятия в целом. Можно http://www.bibliodetstvo.org.ru придумывать игровые сюжеты для занятий с детьми. Ощупывая детали, ребенок учится различать разные свойства предметов: мягкий- жесткий; круглый - квадратный, гладкий - шероховатый и т.п. Все элементы съемные, крепятся к основной панели с помощью липучек. Это позволяет менять детали, создавая новые сюжеты. - фонтан водный - звук журчащей воды успокаивает, а прохладные струи оказывают стимулирующее воздействие на кожу; - сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой закреплены различные по фактуре «кочки»: колючий квадрат, деревянные палочки, мягкий квадрат из меха, квадрат из пуговиц и т.п. Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным и полезным для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия. Тактильная среда дополняется также комнатой песочной терапии, где находятся песок, таз с водой, наборы игрушек для игр. Кроме этого тактильная среда пополняется дидактическими играми и пособиями для развития мелкой моторики: «чудесные» мешочки, ящички, баночки с различными наполнителями, шнуровки и другое. http://www.bibliodetstvo.org.ru МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ АУДИАЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ПУФИК СЕНСОРНАЯ ТРОПА ФОНТАН ПАННО «БЕСКОНЕЧНОСТЬ» ПЕРЕЛИВАЮЩИЙСЯ СВЕТИЛЬНИК МУЗЫКА СИСТЕМА «МЕЛОДИЧНЫЙ ЗВОН" ТРЕВОЖНОСТЬ, АУТИЧНОСТЬ ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ АУДИАЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ПУФИК СЕНСОРНОЕ ПАННО СУХОЙ ДУШ ЛАМПА «ВУЛКАН» ЗВЕЗДНАЯ СЕТКА ПАННО «БЕСКОНЕЧНОСТЬ» МУЗЫКА ФОНТАН СИСТЕМА «МЕЛОДИЧНЫЙ ЗВОН» ЗПР I этап (в зависимости от психодинамических особенностей ребенка) Релаксационный блок / Активизирующий блок II этап – развитие сенсорных ощущений ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ АУДИАЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ПУФИК СЕНСОРНОЕ ПАННО СЕНСОРНАЯ ЗВОН» ТРОПА ЛАМПА «ВУЛКАН» СВЕТИЛЬНИК ВРАЩАЮЩИЙСЯ СВЕТИЛЬНИК ЗВЕЗДНАЯ СЕТКА МУЗЫКА ФОНТАН «МЕЛОДИЧНЫЙ
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума. Мы постараемся Вам помочь.