Елизавета ТРИФОНОВА Лучшие развивающие игры
ст.н.с. Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца,
г. Москва
Этот вид детской игры чаще видят родители, чем
воспитатели. Дело в том, что в режиссерские игры ребенок играет, как
правило, один. Эту игру он затевает с игрушками, которые и наделяет
ролями, а себя в игровой сюжет чаще не включает, находясь вне
разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребенок действует от лица каждой
из игрушек-персонажей и одновременно «режиссирует» общее действие,
придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет.
Играть в режиссерские игры дети начинают еще в
раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный
возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены». Очевидно,
что столь значительное место в игровом опыте ребенка эти игры занимают
не случайно. В чем состоит особое значение режиссерских игр в развитии
ребенка? Почему воспитателю и родителю следует обратить на них
внимание?
Наиболее яркая особенность режиссерских игр — это
их огромное тематическое разнообразие, несравнимое с прочими сюжетными
играми. Причины этого достаточно очевидны: в любой совместной игре
тематика должна быть общей, то есть близкой и понятной нескольким
детям, а эта область «пересечения интересов» будет заведомо yже, чем
сфера знаний каждого отдельного ребенка.
Даже когда ребенок использует в игре сюжеты сказок
или других произведений, которые он читал или слышал он, как правило,
не повторяет их дословно, а самым неожиданным образом меняет,
комбинирует и переделывает события в соответствии с собственными
замыслами, качественно обогащая сюжет игры. В одиночной режиссерской
игре значительно больше сюжетов, больше вариантов каждого сюжета. Это
происходит именно потому, что ребенок не связан знаниями, потребностями
и интересами других детей, а также сложившимися в данном коллективе
игровыми стереотипами или разученными и известными другим детям
конкретными темами игр. Он волен выбирать и развивать такие сюжеты,
вовлекать в них такие персонажи и обращаться к тем временам и
пространствам, которые в данный момент актуальны именно для него в
личностном и (или) познавательном плане.
Будучи индивидуальной, режиссерская игра требует от
ребенка максимальной степени проявления его инициативы, фантазии,
творчества. Если в сюжетно-ролевой игре действие заходит в тупик, то
толчком к последующему развитию сюжета может стать идея любого из
играющих. В режиссерской игре помощи ребенку ждать неоткуда, и ему
нужно мобилизовать все свои возможности, чтобы игра могла продолжаться
дальше.
Возможность переигрывать, повторять и проигрывать
по-другому одни и те же эпизоды также является специфической
особенностью режиссерской игры. Если начиная с какого-то момента сюжет
игры (в силу своей внутренней логики развития или какого-то упущенного
поворотного момента действия и т. п.) стал складываться не так, как
хотелось бы играющему, то исправить это в сюжетно-ролевой игре
проблематично: других детей такой поворот событий может вполне
устраивать. Кроме того, ребенок, постоянно предлагающий «переиграть»
что-то (а значит, ломающий игру), быстро отвергается незаинтересованным
в этом детским сообществом.
При индивидуальной игре ребенок способен
переигрывать те или иные события столько раз, сколько ему требуется,
что дает бoльшую свободу в обыгрывании и способствует практическому
пониманию того, что любая ситуация может быть разрешена разными
способами. Малыш учится искать гибкий подход к решению проблемных
ситуаций, выстраивать множество вариантов их разрешения и выбирать из
них оптимальный и пр.
Признавая значимость самодеятельных режиссерских
игр для развития дошкольника, педагоги, однако, не всегда узнают их, а
потому иногда просто пресекают, пытаясь переключить ребенка на более
«полезную» деятельность.
Действительно, режиссерская игра может проходить в
«традиционно-классической» форме, когда ребенок действует сюжетными
игрушками, при этом разговаривая «за них». Такой тип режиссерской игры
наиболее известен и легко узнаваем. Но формы ее проявлений значительно
более разнообразны. Как показывают наблюдения и специально проведенные
исследования, режиссерская игра более успешно разворачивается с опорой
на неоформленный материал, который, видимо, именно в силу своей
неконкретизированности легче наделяется игровым значением в смысловом
поле игры. При этом спектр возможных игровых значений получается
несравнимо шире, чем в случае игры с сюжетной игрушкой, где
ограничителем фантазии ребенка выступает ее внешний вид. Когда ребенок,
скажем, перебирает пуговицы, или странно (явно неправильно) расставляет
и передвигает шахматы на доске, или выстраивает в ровные ряды гильзы от
пулек, или просто рисует за столом, или вовсе ничего не делает, вряд ли
мы подумаем, что он играет.
Но если спросить у малыша, чем он занят, вполне
можно услышать: «Я играю». И тут выясняется, что у ребенка, который
перебирает пуговицы, самая красивая большая пуговица — это королева; из
одинаковых позолоченных пуговиц подобрана свита; а рядом нежно-белая —
принцесса, к которой едет принц, на роль которого выделена
металлическая пуговица с необычным узором, некогда красовавшаяся на
одежде старшего брата. Шахматные фигуры точно так же легко превращаются
в человечков и «ходят» по шахматной доске, но не по стандартным
правилам, а друг к другу в гости, гуляют, катаются на «конях» и т. д..
Гильзы — это совсем не гильзы, а солдаты; и рота солдат строится для
парада (или сражения); а та гильза, которая не похожа на остальные и
чуть больше них, — это командир.
Ребенок, обычно неплохо рисующий на занятиях, сев
за столик с карандашами, с увлечением усеивает лист примитивными
изображениями и каляками, зачеркивает нарисованное, но вместо того
чтобы взять новый лист, радостно продолжает что-то чертить здесь же,
поверх и без того нагроможденных как попало изображений… Если, вместо
того чтобы подкорректировать эту примитивную, на первый взгляд,
деятельность, привнеся в нее «педагогический момент», воспитатель
поинтересуется у ребенка, что здесь происходит, то можно услышать
увлекательнейший сюжет, который разворачивается на листе (например,
один малыш так играл в приключения дракончика).
Еще один прекрасный пример режиссерской игры
приведен в дневниках В.С. Мухиной. Ребенок, расставив вокруг себя
игрушки, тихо лежит среди них около часа, не притрагиваясь к ним, и не
производя никаких внешних действий. На вопрос, что он делаети не
заболел ли, отвечает: «Нет. Я играю». «Как же ты играешь?» — «Я на них
смотрю и думаю, что с ними происходит».
Все это — проявления режиссерской игры, которая не
всегда замечается и правильно оценивается сторонним наблюдателем. Так,
один из выводов, сделанных по результатам проведенного в Москве
массового обследования пятилетних детей, состоял в том, что уровень
развития игры у детей достаточно низок, многие дети находятся на уровне
манипулятивных действий с игрушками, предметной игры, а не ролевой. Не
идеализируя действительно плачевное состояние игры в детских дошкольных
учреждениях, следует в то же время заметить, что согласно той системе
оценочных параметров, которая была предложена для этого обследования, к
предметной игре в ряде случаев были отнесены факты проявления
режиссерских игр, и их низкая оценка не соответствовала реальному
уровню развития детской игровой деятельности.
Неправильная оценка таких проявлений режиссерских
игр может привести к тому, что педагог будет активно «отвлекать»
ребенка от «бессмысленного», с его точки зрения, времяпровождения в
пользу других, более продуктивных видов деятельности. Но, как ни
парадоксально, таким образом будет обеднена основная, ведущая линия
развития ребенка.
Именно поэтому необходимо внимательное отношение к
реальной деятельности детей, ее оценка не только по внешним
проявлениям, но и на содержательном уровне, чтобы не допустить
неоправданного удаления из системы детской деятельности ее подлинно
развивающих видов, и дальнейшей подмены их тренинговыми вариантами
дидактических игр или обычными занятиями.
(окончание статьи читайте в следующем номере) Лучшие развивающие игры
Скачать "РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА" бесплатно, без регистрации
Сценарии и материалы по теме:
Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями
|