В этот раз мы расскажем вам о некоторых таких
"новых" играх. Их можно назвать "играми для всей семьи", поскольку
участвовать в них могут не только дети, но и взрослые.
Народная игра "Бирюльки". Все мы слышали
выражение "играть в бирюльки". Оно означает - заниматься ерундой,
бездельничать. Но если вы играете в бирюльки, это вовсе не значит, что
Вы занимаетесь ерундой.
История умалчивает, когда взрослые заметили
увлеченность детей бирюльками, и как бирюльки переросли в поистине
всенародную игру. Неизвестно также, какой русский умелец впервые
изготовил бирюльки. В России существовало два вида игры в бирюльки -
играли в бирюльки-палочки и в бирюльки, выточенные на токарном станке.
И если первый вариант игры (в виде палочек, проволочек или соломинок)
можно было сделать самим, и играли в него в основном деревенские
детишки, то токарные бирюльки ждала совсем другая судьба.
Начиная с XIX века, точеные русские бирюльки стали
семейным и даже светским развлечением, а к началу XX столетия их можно
было назвать одной из наиболее популярных игр любого сословия. Бирюльки
изготавливались из различных пород дерева и даже из слоновой кости.
Бирюльки были непременным атрибутом аристократических салонов.
Затейливые бирюльки в коробочках разных форм и размеров продавались в
московских магазинах в комплекте с шоколадными наборами.
Правила этой старинной игры чрезвычайно
просты. Бирюльки высыпают на стол так, что они ложатся кучкой, из
которой играющие поочередно вынимают их при помощи проволочного крючка,
насаженного на палочку. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает
крючок следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не
разберут всю кучку. Выигрывает тот, у кого набралось больше бирюлек.
Или играют до тех пор, пока у одного из игроков не наберется
условленное число бирюлек.
Палочки-бирюльки.
Правила игры. Считалкой определяется, кто
будет играть первым. Он зажимает в руке ровный пучок палочек-бирюлек,
касается стола его нижним концом и резко разжимает ладонь. Бирюльки при
этом должны упасть ворохом. Выпавшие отдельно бирюльки откладываются в
сторону, до следующей игры. Играющие по очереди вытаскивают по одной
бирюльке из вороха, стараясь не шелохнуть другие палочки. Вытянутую
правильно бирюльку игрок оставляет себе. Первой вытянутой
палочкой-бирюлькой вытаскиваются остальные. Если палочки шевельнулись,
ход передается другому игроку. Оставшийся пучок и выпавшие отдельно
палочки проштрафившийся выбрасывает для следующего игрока. В конце игры
считают число бирюлек у каждого.
Эти замечательные игры чрезвычайно полезны для детей.
Во-первых, во время игры ребенок учится общаться с
другими игроками. Все решают одну задачу. Играющие обмениваются
репликами, подбадривают, поддразнивают друг друга. Движения пальцев
приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению
согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге
стимулирует развитие речи.
Во-вторых, малыш учится правильно распределять и
концентрировать свое внимание. Развивается память ребенка, так как он
учится запоминать определенные положения и движения кистей рук.
В-третьих, дети учатся терпению, усидчивости, аккуратности.
В-четвертых, детальки игры настолько мелки, что
манипуляции с ними являются прекрасной тренировкой для детской руки,
для развития мелкой моторики. Когда ребенок берет тоненький крючок и
старается достать бирюльку, он учится напрягать и расслаблять мышцы
пальцев, сохранять положение пальцев в течение довольно
продолжительного времени, переключается с одного движения на другое,
развивает точную координацию движений. Недаром психологи говорят: "Рука
учит мозг". Чем свободнее малыш владеет своими пальцами, тем лучше
развито его мышление.
Поиграйте с детьми в бирюльки, и вы почувствуете удовольствие и радость от этой забытой игры.
"Чудесный мешочек". Играть могут дети и взрослые.
Правила игры. Каждый из игроков по очереди
достает из мешочка одну из фигурок и затем, с закрытыми глазами,
наощупь, находит в мешочке такую же вторую. Если вторая фигурка найдена
неправильно, то обе возвращаются назад в мешочек, и ход делает
следующий участник. Побеждает тот, кто набрал большее число фигурок.
Эта игра также является очень полезной для развития
ребенка. Во-первых, когда ребенок перебирает в мешочке различные
деревянные фигурки, невольно происходит массаж кистей рук. Это особенно
полезно, если ребенок испытывает недостаток тактильных ощущений. В
повседневной жизни недостаток тактильных ощущений может проявляться в
привычке сосать палец, соску.
Во-вторых, игра также тренирует мелкую моторику.
В-третьих, развивается воображение и память малыша.
Почему же так важно развивать у ребенка
воображение? Развитие воображения происходит наиболее активно в
дошкольном возрасте. Сказочные, фантастические образы ребенок
воспринимает как реальные. Его собственный жизненный опыт еще слишком
невелик, поэтому воображение помогает возместить его недостаток.
У маленьких детей развито пассивное воображение.
Они с легкостью могут представить себе описываемые образы и часто
считают их реально существующими. К концу дошкольного возраста
воображение активизируется, становится творческим. И ребенок может
создавать новые образы самостоятельно. Воображение тесно связано с
другими психическими процессами: восприятием, мышлением, вниманием,
памятью, а также речью.
Семейная игра "Куча мала". Игра состоит из большого полушария и 60 шайб трех размеров.
Играют в нее так. Шайбы делятся поровну между
игроками. Игроки по очереди выставляют по одной шайбе на основание так,
чтобы ни одна шайба не упала с него. Если какое-то количество или все
шайбы упали с основания, игрок, на чей ход это случилось, забирает
упавшие шайбы себе. Цель игры - избавиться от своих шайб. Проигрывает
тот, у кого последнего остаются шайбы.
Игра предназначена для развития глазомера, ловкости и чувства равновесия у ребенка |