Главной отличительной особенностью настоящей
детской игры является наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок
начинает жить и действовать не только в зримом, реальном пространстве,
но и в пространстве воображаемом, представляемом. Эта важнейшая
особенность резко расширяет его жизненное пространство и делает
возможным самые необыкновенные превращения. Обычный носовой платок
«понарошку» может стать одеялом или плащом для куколки, или скатертью
на столе, или цветком на клумбе, или парусом на лодке; а карандаш
превращается в градусник в ружье или в ракету. Куклы, мишки и зайчики
начинают говорить друг с другом, ходить в гости или прятаться друг от
друга. А знакомая комната может стать океаном, больницей, полем
сражения или магазином. Словом в настоящей игре возможно все (или почти
все). Но это «все» происходит не в реальности, а в сознании, в фантазии
дошкольника. Важно, что при этом представления ребенка и его действия
явно не совпадают с реальностью: в карандаше он видит ракету и
действует с ним, как будто это ракета, а со старым носовым платком
малышка обращается, словно с праздничным платьем, поскольку в игре он
стал нарядом для принцессы.
Это расхождение видимого и представляемого, когда
понарошку все возможно, является главной характеристикой игры, которая
развивает и творческие способности, и воображение и самостоятельность и
многие другие важнейшие качества личности дошкольника.
Настоящая игра возникает не сразу. Сначала (в 2-3
года) ребенок использует игрушки строго по назначению. Подражая
взрослому, он варит суп в кастрюльке, причесывает куколку расческой,
купает ее в ванночке, кормит игрушечной ложкой, словом делает все то,
что с ним делает мама. Это так называемая предметная или процессуальная
игра, которая еще не предполагает условного, воображаемого плана. Потом
(в возрасте около 3-х лет) малыш начинает замещать одни предметы
другими, конечно, если кто-то старший покажет ему эту возможность.
Кусочки зеленого листика, например, могут быть капустой, а листики
желтого одуванчика — морковкой, и из них можно сварить «настоящий» суп.
Ребенок быстро и с удовольствием подхватывает предложения старших, и
вскоре уже сам «варит» свой суп, привлекая для этого все новые
«продукты»-заместители.
В этом возрасте обычно происходит важное событие -
«одушевление» игрушек. В руках малыша мишки и зайчики начинают
разговаривать друг с другом, ходить в гости, ссорится и мирится, болеть
и выздоравливать. В своей комнате, на столе, а чаще на ковре кроха
создает свой воображаемый мир, в котором происходят разные события —
знакомые или придуманные. Это уже настоящая творческая игра, которая в
педагогике называется режиссерской. В ней ребенок выступает как
режиссер, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов. В
его руках обычные тряпочные куклы превращаются в героев известных
сказок или разыгрывают знакомые из повседневной жизни сюжеты.
Это очень важная и полезная деятельность, которую нужно всячески поддерживать.
Непременным атрибутом режиссерской игры игр
являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные
куклы неудобны для игры, малышам трудно удержать их в руках, они чаще
сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых
ситуаций. Таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать
или купать. Для режиссерских игр лучше всего подходят маленькие куколки
(не только девочки, но и мальчики) с подвижными ручками и ножками
(чтобы они могли стоять, сидеть, держаться за ручки и пр.) Помимо кукол
у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи),
птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны
из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.
Для игр с куклами и животными пригодиться кукольная
мебель, игрушечная посуда, одежда, наборы для купания, лечения,
прогулки. Хорошо иметь строительный набор, из которого можно построить
домик, двор, мебель для кукол и зверей и т.д. Для замещения недостающих
предметов в игре могут использоваться кубики, шарики, брусочки, а также
кусочки бумаги, ткани, природные материалы (ракушки, шишки) и т.п.
Но главное — не просто предоставить ребенку
игрушки, а научить его играть, помочь ему представить, что все его
игрушки живые и говорящие. Для этого Вам придется несколько раз
опуститься с ребенком на ковер, попрыгать вместе с зайчиком и
поговорить кукольным голосом. Проверьте, это совсем не бессмысленное, а
самое полезное дело. Для трехлетнего ребенка оно гораздо полезнее всех
других развивающих занятий. И если Вы будете играть с душой, то сами
получите большое удовольствие.
Чтобы облегчить вам эту задачу, предлагаем пару возможных сценариев для общей режиссерской игры на ковре.
Кукла заболела (собачка, мишка, зайка и пр.)
Кукла жалуется, что у нее болит горло, а Вы ее
утешаете. Потом отвозите куклу на машине в больницу. Там измеряете
температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом), делаете
укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой,
пальчиком), даете таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица,
горошина или фасолина, листочек бумаги). Можно поставить горчичники (с
помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика). Полечить ушко можно,
закапав лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками. Можно
сделать повязку из тряпочки и дать витамины (горошки, пуговички). После
этого отвозите куклу домой, где напоите ее горячим чаем с медом (с
малиной) споете песенку, успокоить куклу и уложить в кроватку.
Приходите в гости к нам
Пригласите игрушки на праздничный обед. Обойдите
вместе с ребенком комнату и предложите нескольким куклам и животным
придти в гости. Накройте праздничный стол, расставьте посуду по числу
приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадите
гостей за столом. Предложите им угощенье, поинтересуйтесь, что каждый
из гостей хочет съесть.
Разложите угощенье на тарелки, покормите гостей. По окончании обеда поблагодарите гостей, проводите их домой.
Разыгрывая подобные сюжеты, взрослому необходимо
самому играть увлеченно, одушевляя игрушки. При этом, конечно же, нужно
следовать за инициативой детей. Не важно, в каком направлении будет
развиваться игра, главное, чтобы она из совместного творчества и
удовольствия не превратилась в дидактическое занятие со взрослым.
Только после этого ваш ребенок будет играть самостоятельно. Лучшие развивающие игры
|