По наблюдению многих авторов, ребенок и
изобразительное искусство связаны друг с другом едиными гармоничными
взаимоотношениями, и, в известном смысле, все дети являются
художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и
приятна. Кроме того, рисование действительно связано с радостью,
поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется тем детям, кто
испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные
раны или неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает
уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни.
Известно, что именно в дошкольном и младшем
школьном возрасте ребенок проявляет наибольший интерес к рисованию. К
10-11 годам подавляющее большинство детей вступает в так называемый
кризис детского изобразительного творчества. Многие перестают рисовать.
Вот почему так важно не упустить благодатный период и использовать
возможности изобразительного искусства для эмоциональной поддержки и
воспитания лучших качеств личности.
Психологи и педагоги много говорят о том, что
ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность родителей. Но обнимать и
без конца целовать своего мальчика или девочку - это еще не все.
Ребенку нужно постоянное общение. А язык искусства - это универсальный
язык общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость
творчества и поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми, и вам
будет легче найти общий язык со своим чадом.
Я уже слышу возражения: "Я не умею рисовать" или "В
последний раз я брала в руки кисточку в школе...". Все это - проявления
нашей внутренней неуверенности. Мы - профессионалы в своем деле,
знающие ответы на все детские вопросы, и вдруг - рисовать. Как раз в
этот момент срабатывает чувство: "А вдруг не получится? Как я буду
выглядеть в глазах своего ребенка?". Расслабьтесь! Такие опасения
только до первого раза. Представьте, что вы - пятилетний ребенок, и
смело приступайте к рисованию! Художественное творчество позволит вам
отключиться от дневных забот, избавит от плохого настроения, поможет
сосредоточиться на другом и найти новые плодотворные способы общения с
ребенком.
А мы предлагаем вам различные упражнения и
возможные темы занятий, которые, при необходимости, вы сможете
дополнить или видоизменить вместе с детьми.
Например, чтобы повысить самооценку, можно нарисовать "Самое-самое-самое...".
Предложите ребенку согнуть лист (формата A3) пополам. На внешней
половине листа пусть он нарисует любую дверь (каменную, деревянную,
закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в
подземелье, в сказку…). Ребенок "открывает" дверь и на внутренней части
листа рисует "Самое-самое-самое...". У каждого свое. У кого-то это
самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное,
небывалое и т.д. Пусть сын (или дочь) придумает свою историю о том,
какое "самое-самое" скрывается за нарисованной дверью. Важнее всего для
вас будет рассказ ребенка о своем рисунке. Задайте малышу разнообразные
вопросы, по правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и
отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать ответ. А самый
захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на ваш
рисунок, услышать вашу историю о "самом-самом..." и затем самому задать
каверзные вопросы маме или папе. Вот это удовольствие!
А вот другое задание. Вырежьте из бумаги
разнообразные фигуры: может быть, это будет круг, квадрат или
треугольник. На этих заготовках в любом месте нарисуйте некий фрагмент,
кусочек, намек на будущий рисунок. Предложите малышу внимательно, со
всех сторон, разглядеть начатый рисунок и увидеть в нем свой образ и
дорисовать его. После завершения работы, попытайтесь угадать, что или
кто спрятался в рисунке вашего чада. И только тогда, когда вы
предложите все свои варианты, довольный ребенок "сознается" и подробно
опишет свой рисунок. Это упражнение стимулирует воображение, творческую
активность и может превратиться в увлекательную игру, если вы
пригласите поучаствовать в ней друзей вашего ребенка. Дети наперебой
будут предлагать свои варианты, всем непременно захочется угадать, что
спряталось в рисунке.
- Это цветок!
- Да нет же, это - волшебный цветок или чудо-дерево!
- А мне кажется, это - цветок, а в нем - добрая фея!
И не забудьте наградить самого прозорливого участника игры аплодисментами.
Метод пиктограмм является хорошим
упражнением на развитие памяти с использованием изображений: ребята
должны "записать" предлагаемые вами слова и словосочетания в виде
рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно
вспомнить их, "прочитав" свои рисунки. Интересно, как дети нарисуют
такие абстрактные понятия как "Добро", "Зло", "Счастье", или как сумеют
изобразить эмоциональные состояния и чувства "Радость", "Гнев",
"Печаль". Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а потом сравните с
рисунками малыша.
К вам в гости пришли дети, или вы хотите отметить день рождения вашего ребенка? Тогда совместное рисование, безусловно, украсит праздник и принесет незабываемую радость!
Обычно создание общей картины вызывает большое
оживление. Темы заданий могут быть самыми разнообразными: "Времена
года", "Подводный мир", "Дом моей мечты", "Наша школа", "Вселенная",
"Энергия добра" и др. Успешность подобной работы во многом зависит от
общей готовности участников к сотрудничеству и совместной деятельности,
от вашей способности обеспечить психологическую и физическую
безопасность каждого ребенка. Практика показывает, что творческой
работе всего коллектива над общим заданием должен предшествовать опыт
совместной работы в паре, в четверке, в небольшой группе.
Подготовленным таким образом детям будет проще вступить в совместную
деятельность со всем коллективом группы.
Одна из возможных форм совместной работы в паре
строится следующим образом: дети по жребию выбирают себе партнера.
Жребий позволяет избежать пустых конфликтов, директивного назначения
родителей и в то же время дает опыт совместной деятельности вне
зависимости от личных симпатий. Жеребьевка всегда сопровождается
тайной, неожиданностью и доставляет ребятам удовольствие.
После определения партнера парам предлагался один
на двоих лист бумаги (формата A3). Потом дается примерно такая
инструкция: "Ребята, вы будете рисовать вдвоем на одном листе на
свободную тему, главное условие при этом - абсолютный запрет на
переговоры друг с другом. Ваша задача - с помощью жестов, мимики,
движения попытаться понять друг друга". Творческая работа в парах к
тому же предоставляет родителям удачную возможность понаблюдать, какие
методы и приемы дети используют в процессе коммуникации, как они
чувствуют себя в роли лидера и ведомого и т. д.
Настя М. (8 лет) и Дима Ч. (9 лет)
поначалу рисовали каждый в своем углу, не мешая друг другу. Настя
нарисовала два маленьких дерева, два облака и маленькое солнце. Дима
так же строго в своем углу нарисовал дом, машину, но к концу
отведенного времени успел заполнить весь лист и найти способ соединения
двух рисунков. Дима нарисовал дорогу, ведущую от своего дома к Настиным
деревьям. Оба остались довольными. Этим же способом мальчик будет
пользоваться в общении с людьми, самостоятельно находя пути
взаимодействия.
Артем Ф., рисуя с Ксюшей Щ. (обоим по
8 лет), остался разочарованным после работы, так как сотрудничества не
получилось. Мальчик явно хотел контакта, но его попытка просто
повторить рисунок Ксюши не привела к ожидаемому результату. Несколько
замкнутая по своей природе, девочка тоже не спешила проявить инициативу
в установлении контакта.
Денис Ч. и Вера З. - добрые,
жизнерадостные и коммуникабельные дети. Их работу в паре можно считать
примером идеальной совместной работы. Они действительно работали
вместе, отлично понимая друг друга без слов. А вот Оля Б. и Дима П.
рисовали отдельно. Оля - явный лидер, и Дима чувствует себя как-то
неуютно, говорит, что чей-то рисунок занимает слишком много места, имея
в виду рисунок Оли, но в этом не признавался (похоже, боялся обидеть).
Рисунок девочки, действительно, занимал много места: свой большой дом
она отгородила радугой почти полностью, как бы "закупорилась". Конечно,
Дима не решался проникнуть в ее часть рисунка. Оля Б. - новый человек в
классе, поэтому понятна ее попытка защититься. Бабочка, выведенная
наружу, дает надежду на скорую адаптацию девочки в коллективе.
После творческой работы проведите обсуждение, в
котором участвующая пара расскажет о своем рисунке и о своих ощущениях.
В процессе обсуждения можно задавать стимулирующие вопросы:
Как бы вы назвали свой рисунок?
Как вы рисовали: вместе или отдельно?
Вы довольны получившимся рисунком?
Как вам работалось вдвоем?
Всегда ли вы были довольны выбором партнера?
Как вам удавалось понять друг друга без слов?
Кому первому приходила идея рисунка?
Работа, организованная таким образом, и внимание
взрослого к ощущениям каждого ребенка являются полезным опытом
совместной деятельности для детей.
Еще одна известная форма организации группового
рисования -"Рисунок по кругу" - также не предполагает предварительного
планирования темы и содержания рисунка. Дети рассаживаются вокруг стола
по кругу и начинают рисовать на одном и том же большом листе бумаги,
передавая его друг другу. В процессе рисования договариваться о сюжете
не разрешается. Затем начинается групповое обсуждение готового
результата, обмен мнениями о том, что же получилось в итоге, довольны
дети или нет созданным рисунком. Опыт подобной работы с семилетними и
восьмилетними детьми наглядно показал, как ревностно юные художники
относятся к своему рисунку, как они ценят его. В процессе рисования
практически все ребята, особенно первоклассники, внимательно наблюдают
за продвижением своего рисунка и его изменением под чужой рукой.
Постарайтесь соответствующим образом настроить малышей. Пусть каждый
внесет в рисунок соседа только самое лучшее, подарит другу самую добрую
частичку своей души.
|