Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Рассмотрите вместе пустой полиэтиленовый пакет.
Спросите, что находится в пакете. Отвернувшись от ребенка, наберите в
пакет воздух и закрутите открытый конец так, чтобы пакет стал упругим,
затем покажите ребенку наполненный воздухом закрытый пакет и повторите
свой вопрос. Откройте пакет — в нем ничего нет. Когда вы открыли пакет,
тот перестал быть упругим. Почему это произошло? Оказывается, в нем был
воздух! Спросите, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный,
невидимый, легкий).
Игры с соломинкой
Цель: обнаружить воздух внутри человека.
Рассмотрите вместе с ребенком трубочки, спросите, для чего нужны
отверстия (через них что-нибудь вдувают и выдувают).
Предложите ребенку подуть в трубочку, подставив
ладошку под струю воздуха, а затем спросите, что он почувствовал,
откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим
вдохнули). Расскажите, что воздух нужен человеку для дыхания, он
попадает внутрь при вдохе, его можно не только почувствовать, но и
увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в
воду. На поверхности воды появляются пузырьки, которые потом исчезают
(это из нас выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх;
когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).
«Свечка в банке»
Цель: выявить, что при горении изменяется
состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен
кислород. Познакомиться со способами тушения огня.
Вот задачка для ребенка: папа предлагает подумать и
сказать, как можно погасить свечку (пламя), не прикасаясь ни к свече,
ни к пламени и не задувая ее. «Давай я покажу тебе, как это можно
сделать», — говорит папа сыну (или дочке). Он зажигает свечу, накрывает
ее банкой, и вместе наблюдают, как гаснет пламя. «Папа, а почему в
банке свеча не горит?» — конечно же, спросит ребенок. А все очень
просто: для того чтобы поддерживать огонь, нужен газ — кислород.
Кислород сгорает и превращается в другой газ — угарный. Поэтому когда
доступ кислорода к огню затруднен (мы накрыли свечку банкой), огонь
гаснет. Дальше папа рассказывает, что это свойство используют для
тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в
пар и препятствует доступу кислорода). А еще для того, чтобы потушить
пламя, его можно засыпать землей (тогда кислород не будет поступать, и
пламя погаснет).
Взаимодействие воды и снега
Цель: познакомить с двумя агрегатными
состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее
температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег; проверить
способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
Папа говорит ребенку: «Я могу удержать в руках воду
и не пролью ни капли!» Ребенок заинтересован — как же у папы это
получится?! Очень просто: комочек снега — вот тебе и вода! «Но разве
снег — вода?» — обязательно спросит сын или дочь. Тогда папа предлагает
подержать комочек снега в руках. Что происходит? Снег начинает таять —
появляется вода. А если его отнести в теплую комнату? Что произойдет со
снегом, если его опустить в воду? Где быстрее растает снег: в теплой
или холодной воде?
Изготовление цветных льдинок
Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
Вместе с ребенком залейте воду в формочки, баночки,
поставьте на поднос, вынесите на мороз. Во время прогулки проследите за
процессом замерзания. Можно вынуть льдинки из формочек, рассмотреть их,
обсудить свойства воды. Затем занесите льдинки в комнату и понаблюдайте
за превращением льда опять в воду.
Металл, его качества и свойства
Цель: узнавать предметы из металла,
определять его качественные характеристики (структура поверхности,
цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Папа показывает сыну (или дочке) несколько
предметов из металла (скрепки, гайки, шурупы, гвозди, гирьки). «Из чего
сделаны эти предметы? — спрашивает он, — как ты думаешь?» Папа
предлагает пощупать их и определить особенности формы, структуры
поверхности; вместе с ребенком они рассматривают разные предметы и
выделяют характерный металлический блеск. «А что произойдет с гайкой
или гвоздем, если их опустить в воду?» — снова спрашивает папа. А если
положить на солнечное место или на батарею? Попробовать притянуть к
себе магнитом? Еще (и это сделать может только папа!), он демонстрирует
нагревание металлического предмета до появления красного цвета и
рассказывает, что таким образом из металла делают различные детали:
нагревают и придают им необходимую форму.
Резина, ее качества и свойства
Цель: Узнавать вещи, изготовленные из
резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и
свойства (плотность, упругость, эластичность).
Предложите рассмотреть резиновые предметы,
определите цвет, структуру поверхности (на ощупь). Предложите растянуть
резиновую ленту и убедиться, что она всегда возвращается в исходную
позицию, что обусловлено эластичностью материала и его упругостью (эти
свойства используют при изготовлении мячей). Обратите внимание на
изменение свойств резины под воздействием тепла — материал меняет свою
структуру, становится липким (демонстрирует нагревание резины над
огоньком спички).
Пластмасса, ее качества и свойства
Цель: узнавать вещи из пластмассы,
определять ее качества: структура поверхности, толщина, цвет) и
свойства: плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
Налейте в пластмассовый стакан воду и предложите
ребенку определить, что находится внутри стаканчика, не заглядывая
внутрь. Выясните, что этого сделать нельзя, так как пластмасса не
прозрачная. Предложите на ощупь определить структуру поверхности,
толщину. Поместите стакан на яркое солнечное место и через 3—4 минуты
попросите определить изменение температуры (нагревание). Если стакан
согнуть, выяснится, что он под воздействием силы гнется, а если
приложить больше усилий, — ломается.
Стекло, его качества и свойства
Цель: узнавать предметы, сделанные из
стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина,
прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Вместе с ребенком налейте в стеклянный стакан
окрашенную воду и спросите, почему видно то, что находится в стакане
(он прозрачный). Затем взрослый проводит пальцами по поверхности
стекла, определяет ее структуру и ставит стакан без воды на солнечное
место, чтобы через несколько минут определить изменение температуры
стекла.
Далее возьмите тоненькую стеклянную трубочку и
поместите ее среднюю часть в пламя газовой плиты (спички). После
сильного накаливания согните ее или растяните: под воздействием высокой
температуры стекло плавится. При падении даже с небольшой высоты
стеклянные предметы разбиваются (значит, они хрупкие).
«Волшебный» шарик
Цель: установить причину возникновения
статического электричества. Ребенок обращает внимание на «прилипший» к
стене воздушный шарик: «Папа, почему шарик прилип к стене, я же его не
мазал клеем?»
Папа объясняет, что шарику и не нужен клей для
того, чтобы так «приклеиться». Достаточно осторожно потереть им о
волосы, ткань, одежду — и к шарику начнут прилипать кусочки бумаги,
волосы. «Этот замечательный «клей», — объясняет папа, — статическое
электричество». «А можно ли его увидеть или услышать?» — снова
интересуется ребенок. Тогда папа выключает свет и предлагает сыну или
дочери снять свитер — слышен треск и видны искры.
|