Портал De.Точка для всех
Приветствую Вас Гость!
Подвижные игры [14]
Подвижные игры
Настольные игры [3]
Настольные игры
Развивающие игры [11]
Развивающие игры (память, внимание, воображение)
Обучающие игры [7]
Обучающие игры
Игры для здоровья [7]
Игры для здоровья (Расслабление, релаксация, физкультура и т.п.)
Игры на свежем воздухе [11]
Игры на свежем воздухе
Зимние игры [19]
Зимние игры
Летние игры [3]
Летние игры
Игры на ходу [8]
Игры на ходу
Игры без игрушек [4]
Игры без игрушек
Игры на кухне [2]
Игры на кухне
Игры для взрослых [1]
Игры для взрослых
  • ДРУГОЕ
  • Консультации специалистов (FAQ)
  • Узнай о себе! Тесты


  • Главная » Статьи » Игры » Обучающие игры

    ФИЛОСОФСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

    Платон и Аристотель утверждали, что философия начинается с удивления. Так давайте, прежде всего, удивимся, что философские игры существуют. Существуют и для взрослых и для детей — уже более 13 лет, причем не где-нибудь, а в самом центре Москвы. А уж затем попробуем понять суть этого явления. Для себя выберем роль скептика (она как-то проще!) и начнем играть в философию. Поможет нам в этом человек, умеющий удивлять, — доктор философских наук Лариса Тимофеевна Ретюнских. Ведь именно она все это придумала!

    Скептик: Философия и дети? Несовместимо. Как дети могут что-либо понять в философии, если даже не каждому взрослому это доступно?

    Лариса Тимофеевна: В том-то и дело, что ребенок нисколько не уступает взрослому в стремлении познать мир и самого себя, в умении чувствовать проблему и задавать вопросы и во много раз превосходит последнего в искренности своего желания понять, что такое ЛЮБОВЬ, СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ДОЛГ и т.д.

    Каждый ребенок — стихийный философ. Потребность в философствовании, впрочем, так же как и в игре, его возрастная особенность. Для взрослого же человека стремление стать мудрым, скорее, жизненная необходимость. А уж быть мудрецом в глазах собственного ребенка, по-моему, хочет каждый родитель. Так почему бы ни дать им такую возможность? Философская игра, соединяя детскую пытливость и взвешенность зрелого ума, позволяет и младшим, и старшим выразить себя, обозначив и сформулировав свою жизненную позицию, сделать ее понятной другому. Но все это возможно только в том случае, если речь идет о подлинной игре, доставляющей радость и удовольствие участникам. И здесь нельзя забывать о том, что такая игра самодостаточна. Она органична и целостна только когда нацелена на саму себя. Значит, чтобы действительно играть, в том числе и в игру философскую, все внеигровые цели (педагогическое воздействие, интеллектуальное и моральное развитие и т.п.) должны оставаться «за кадром».

    На встречах с детьми мы в игровой форме говорим об известных и, казалось бы, понятных вещах, не требующих объяснений. Очевидно, что быть счастливым лучше, чем несчастным. Но попробуйте задать игровую ситуацию, в которой потребуется отыскать в несчастье счастье, — вариантов окажется великое множество. И определения счастья наполнятся живым личностным смыслом.

    Самое оригинальное из них, пожалуй, дал девятилетний Ахмет Мусаев-Леманаслу: «Счастье — это когда к тебе приезжают. Когда я командую. Делать что хочешь. И когда есть у тебя брат и сестра, родители. И еще смешной, веселый и забавный день!» Скажите, где и когда он смог бы задуматься о том, что такое счастье, и вербализовать свое понимание? В жизни для этого нужны очень специфические и порой грустные обстоятельства. Иное дело — игра. Здесь все дается проще. А результат огромен: ребенок проговорил рожденное им самим определение — значит, понял, или начал понимать, или захотел понять.

    Скептик: Вы хотите сказать, что умеете создавать ситуации, в которых продуктивно уживаются игра и философия? За реквизитом к Кио обращаться не приходится?

    Лариса Тимофеевна: Пока обходимся собственными силами. Для проведения игры требуется помещение с расставленными полукругом стульями, двумя столами (один — для жюри, другой — для игроков) и весьма несложный и всем доступный инструментарий: бумага, ручки, карандаши, фломастеры, стенд (или обычная классная доска), микрофон, песочные часы, карточки с заданиями и специальные «деньги», изготовленные, как правило, при помощи ксерокса.

    Каждая игра состоит из трех или четырех туров, в которых участвуют пары игроков «ребенок-взрослый», выбираемых в ходе отборочного конкурса из общего числа присутствующих. Участие в конкурсе сугубо добровольное. Аудитория может быть самой разной: дети от 8 до 13 лет играют вместе с родителями (для детей более младшего возраста игра должна быть существенно изменена); подростки от 14 до 16 лет могут играть одновозрастными парами либо с учителями и родителями. Всего на игре может присутствовать от 30 до 60 человек.

    Предваряет игру вводная беседа, в которой ведущий знакомит присутствующих с темой игры, пытается выяснить общемировоззренческий «климат» зала, дает настрой на игру. Беседа идет в диалоговом режиме. В содержательном плане все туры представляют собой раскрытие какого-либо аспекта заявленной темы. Участникам дается игровое задание, нацеленное на обсуждение и осмысливание той или иной проблемы. Как правило, это цитата, которая должна быть обдумана и каким-либо образом обыграна. Это может быть задание, например, сочинить легенду, раскрыв смысл цитаты, или придумать и разыграть диалог какого-то литературного героя с философом, автор предложенного высказывания и т.д.

    Каждая игра имеет свою логику, которая в целом соответствует логике философского исследования. Задания первого тура, как правило, ориентированы на работу с определениями, основаниями, посылками, рассуждениями. Задания последующих туров направлены на развитие ведущей идеи в различных других аспектах. Роль жюри на «Философских играх» принадлежит Совету мудрейших. Успешность выполнения заданий оценивается Советом мудрейших в особых денежных единицах, принятых в нашем клубе , — флясиках. На выполнение каждого задания дается, как правило, 10 минут, высшая цена — 10 флясиков. Задача Совета — не просто присудить играющим то или иное количество флясиков, но обязательно найти, за что похвалить каждого, еще раз повторить наиболее интересные мысли, зафиксировать на них внимание. Завершающим аккордом каждой игры является аукцион идей. Для его проведения в начале игры всем присутствующим предлагается написать собственное определение понятия, которое вынесено в название и является темой игры. Мудрейшие выбирают из всех ответов наиболее интересные и предлагают их для продажи. «Торги» ведутся по всем правилам аукциона, за реальные деньги, все вырученные средства получает автор идеи. По окончанию игры открывается магазин, где за флясики можно приобрести призы по своему усмотрению.

    Чтобы никому не было скучно, помимо конкурсных заданий придумываются беседы, мини-конкурсы и т.п. для тех, кто не участвует в турах. Каждый в зале должен иметь возможность высказаться и заработать флясики. Здесь выигрыш тоже зависит от удачно преподнесенной мысли, доказательства, импровизации. Таким образом, оказывается, что каждый участник игры включен в общую атмосферу непрекращающегося поиска ответов на самые животрепещущие вопросы (о судьбе, жизни, счастье, любви, истине и т.д.).

    Скептик: Можно ли детские рассуждения считать философскими? Они очень интересны, оригинальны, но ведь философия изучает глубины, добирается до сути, доказывает. А ребенок? Он просто выплескивает накопившиеся знания и эмоции, уже во многом определенные родительскими установками.

    Лариса Тимофеевна: Это прекрасно, что родительские установки уже действуют, особенно, если они даны во взаимном отыскании истины. Верно, философия, доказывает, ищет, хочет добраться до предельных оснований бытия, но разве не те же цели преследует вопрошающий ребенок? Ребенок ярче, чем взрослый выражает суть идеи, которую часто не может даже сформулировать, но ведь философия тем и отличается от математики, физики и т.п., что содержит в себе ценностный компонент, эмоциональную реакцию наряду с рациональным обоснованием. Как раз эта эмоциональная компонента и принадлежит детям, а взрослые учатся у них переживать и быть искренними. Происходит взаимовыгодный обмен.

    Скептик: Положим, дети и вправду не прочь порассуждать, особенно если к ним прислушиваются взрослые. Но научить их всерьез играть в философию — это какая-то фантастика. Что же за методика для этого должна быть?

    Лариса Тимофеевна: Хочу признаться, что философские игры родились спонтанно. Когда это начиналось в 1992 году, мне и в голову не приходило задумываться о том, какие принципы легли в основу методики. Хроника событий такова: сначала появилась игра, а потом ее обоснование. Правильно это ли нет, не знаю…

    Сегодня я обычно описываю методику через Принципы. Их всего четыре.

    -Диалогика, которой еще Сократ пользовался в своих беседах.

    -Опора на первоисточники, ибо занятия философией даже с самыми маленькими должны включать в себя знакомство с подлинными философскими текстами.

    -Творческое решение задач — задания строятся таким образом, чтобы их можно было решить не столько с помощью эрудиции, сколько путем самостоятельного анализа, собственного понимания проблемы.

    -Импровизация, повышающая эмоциональную наполненность игры.

    Скептик: Да, звучит серьезно… Где уж тут игре!

    Лариса Тимофеевна: И впрямь, неблагодарное это дело описывать методику, все равно никто толком не поймет, что нужно делать. Давайте лучше посмотрим, что рождается в условиях игрового пространства, как правило, за 10 минут. Например, творческое задание в той же игре по теме «Счастье: на основании полученной цитаты описать Тиль-Тиль и Митиль путь, по которому им надо отправиться в поисках птицы счастья, и нарисовать карту, предостерегающую их от опасностей путешествия. Цитаты следующие:

    1.«Счастье и несчастье — в душе» (Демокрит).

    2. «Голос плоти — не голодать, не жаждать, не зябнуть. У кого есть это и кто надеется иметь это и в будущем, тот даже с Зевсом может поспорить о счастье» (Эпикур).

    3.«Жить счастливо и жить согласно с природой — это одно и тоже. Мы должны считаться с естественными потребностями организма… но мы не должны быть их рабами… только при этом условии они могут быть полезны для нашего духа» (Сенека).

    4.«Нет огня большего, чем страсть; нет беды большей, чем ненависть; нет несчастья большего, чем тело; нет счастья равного спокойствию» (Дхамападда).

    Вот как представили этот путь десятилетняя Ксения Сидорова и ее мама, которые, получив это задание, 10 минут размышляли, сидя за столом, не обращая внимания на споры и мини-игры других пар, кипевшие вокруг:

    «Путь к счастью непростой! Многие опасности и лишения ждут отправившихся за ним. Помните же, о любимые мои Тиль-Тиль и Митиль:

    1. Опасайтесь «тучных блаженств», они будут заманивать вас богатством, сытостью и возможностью бездельничать. Выбрав сытость среди «Обжорных лугов», вы никогда не доберетесь до счастья и превратитесь в «хрюкающих существ с хвостиками крючком».

    2. Преклонив колена перед «денежными горами», вы можете купить множество красивых и не очень вещей. Но не принесут они счастья, изглодав взамен душу жадностью, коварством и завистью.

    3. Помните о «стране ледяного безделья». Остановитесь на миг, начнете оглядываться — и сразу перестанете бороться. А без борьбы ждет вас леденящий холод.

    Скептик: И сколько же они за это флясиков получили? Скажите честно, без флясиков-то и философия не философия?

    Лариса Тимофеевна: Очень часто мне приходилось наблюдать, как дети, стараясь во чтобы то ни стало заработать «деньги», постепенно приходили к убеждению, что лучшей наградой является само участие в игре, возможность задуматься, порассуждать, высказаться.

    Скептик: Ну, допустим, собрались мы вместе с детьми, поиграли, порассуждали, и что дальше — неужели можно всерьез полагать, что от того, что ребенок поговорит с нами о добре, он станет добрее или, размышляя о счастье, окажется счастливее?

    Лариса Тимофеевна: Согласитесь, и счастье, и добро в жизни ребенка очень конкретны. Чтобы чувствовать себя счастливым, ребенку порой нужно просто помочь справиться с каким-то проблемами, преодолеть существующие комплексы в отношениях со сверстниками, родителями, учителями.

    Как показывают исследования, дети, посещавшие наши игры, начинают себя увереннее чувствовать в школе, не боятся на уроках высказывать свое мнение, у них повышается самооценка и коммуникабельность. В результате проводимых нами психологических исследований выясняется, что процесс философствования способствует активизации психических состояний в целом.

    Но еще важнее то, что философские игры в значительной степени могут стать языком взаимопонимания детей и родителей, причем не только на вербальном, но и на эмоциональном, и даже на экзистенциальном уровнях; способом их совместного проникновения в тайны бытия.

    Елена ЧЕРВИНА


    Скачать "ФИЛОСОФСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ" бесплатно, без регистрации

    Сценарии и материалы по теме:

    Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями


    МИНУСОВКИ детских и НОВОГОДНИХ песен MP3 Скачать бесплатно можно ЗДЕСЬ









    Источник: http://www.i-deti.ru/article.php?year=2006&no=6&txt=che
    Категория: Обучающие игры | Добавил: DEточка (27.01.2009)
    Просмотров: 6484 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума.
    Мы постараемся Вам помочь.

    Оставить запрос!



    О Сайте DE.Точка
    Всего ответов: 312

    Онлайн всего: 8
    Гостей: 8
    Пользователей: 0

    | "De.Точка" | КОНСУЛЬТАЦИИ | ОБМЕН | СЦЕНАРИИ | ТЕКСТЫ | МУЗЫКА MP3 |

    Copyright "De.Точка" Тел. (8352)682586 © 2008
    Хостинг от uCoz

    Помните, скоро Новый год - праздник детей и взрослых! Не забудьте своевременно заказать детям письмо от самого Деда Мороза и другие новогодние подарки. Письмо от Деда Мороза - лучший подарок вашим детям. Заказ письма от деда Мороза доставит вашим детям много радости. Заказать Письмо от Деда Мороза можно на этой странице


    !!!