«Дидактическая черепаха» (Черепаху производит ООО «ПКФ «АЛЬМА», г. Санкт-Петербург) — это
модуль для познавательных игр, удобное сидение или просто большая
игрушка. На черепаху можно надеть любой из пяти дидактических чехлов,
которые имеют разное тематическое содержание: «Укрась полянку»,
«Волшебный круг», «Веселый калейдоскоп», «Умелые ручки» и
«Математический». Последнему из них и посвящен наш разговор.
«Математический» чехол состоит из пяти секторов:
«Счеты», «Часы», «Составь пример», «Градусники», «Поле цифр». В
кармашке, расположенном в центре чехла, находятся цифры и знаки
математических действий сложения и вычитания, цветочки (счетный
материал).
Сектор «Счеты» — это три ряда нитей с
шариками. В верхнем ряду 5 шариков желтого цвета, в среднем — 7 голубых
и в нижнем — 10 розовых шариков.
Сектор «Поле цифр». В нем 11 «липучек», на
которых могут быть закреплены цифры или цветочки (или любой счетный
материал, который можно взять с других чехлов).
В секторе «Градусники» есть три градусника красного, синего и зеленого цветов.
Сектор «Часы» — это и есть часы, с часовой и
минутной стрелками, с двумя вариантами циферблата — по внешнему кругу
(цифры от единицы до двенадцати) и по внутреннему (от тринадцати до
двадцати четырех).
Сектор «Составь пример». В нем находятся 11
«липучек», на которые прикрепляются цветочки (цифры или любой другой
счетный материал из различных чехлов «Дидактической черепахи»). В этом
секторе в ряд располагаются «липучки», позволяющие закрепить числа и
знаки, чтобы записать пример или решение задачи. В двух кармашках этого
сектора можно расположить цифры. Также эти кармашки можно использовать
для демонстрации состава числа.
Математические игры позволяют формировать у детей
представления о цифрах, количественных отношениях, представления о
времени, величине. Они ориентированы на совместную деятельность
взрослого с ребенком начиная со среднего дошкольного возраста. Именно
этот чехол интересен и детям младшего школьного возраста, прежде всего
тем, кто начинает учиться в первом классе.
Игры с «Математической черепахой» можно проводить
как с каждым сектором по отдельности, так и с несколькими секторами
одновременно. Можно использовать сразу два чехла: «Математический» и,
например, «Волшебный круг» (в этом случае используется счетный материал
секторов чехла «Волшебный круг» и цифровая запись или счеты на чехле
«Математический»).
Например, учиться сравнивать предметы по величине и
количеству (представления: длиннее — короче, выше — ниже, один — много,
один-два-три и т.д.) можно с помощью секторов «Счеты», «Составь
пример», «Градусники». Для ознакомления с числительными и счетом в
пределах пяти помогут секторы «Поле цифр», «Счеты». А сочетание
секторов «Счеты», «Часы», «Поле цифр» и «Составь пример» позволит
познакомить ребенка с цифрами до 10 и научит сравнивать количество в
пределах 10.
Для закрепления представлений о прямом, обратном и
порядковом счете предметов в пределах 10, итоговом счете, формирования
у детей представлений о составе чисел первого десятка, составления и
решения арифметических задач предлагаются игровые упражения с
использованием секторов «Часы», «Поле цифр» и «Составь пример».
Возможные варианты игровых упражнений
Сосчитай, сколько шариков? (сектор «Счеты»)
Договоритесь, какого цвета шарики будут у вас и у
каждого ребенка, отложите вправо сколько-нибудь шариков и сравните, у
кого шариков больше, меньше или поровну.
Где цветочков больше? (сектор «Составь пример»)
Предложите детям считать на полянке цветочки. Пусть
они «срывают» по несколько цветов, а затем сравнивают: кто сорвал
больше цветов, кто меньше, кто поровну, где цветов больше на полянке
или в руках у кого-то из детей и т. п. Для того чтобы дать правильный
ответ, дети используют способ приложения или наложения.
Холодно — тепло (сектор «Градусники»)
С помощью натурального комнатного градусника
объясните детям, что в зависимости от температуры воздуха столбик
градусника опускается или поднимается. Ребята указывают температуру на
каждом градуснике, сравнивают расположение шариков и определяют, где
температура выше, а где ниже. (Задания по типу «Передвинь шарик», когда
говорят: «теплее-теплее, жарко» или «жарко, тепло, прохладно, холодно».
Посчитаем (секторы «Поле цифр» и «Составь пример»)
Предложите детям «посадить» на поле цветочки и считать их по порядку, а также считать, передвигая шарики на счетах.
Не ошибись! (секторы «Поле цифр», «Составь пример», «Счеты»)
Предложите детям положить столько цветочков на
полянку, сколько он услышит хлопков или других звуков, например ударов
барабана. Такое же задание предлагается с использованием шариков на
счетах (верхний, средний и нижний ряды шариков).
Взрослый (или кто-то из детей) прикрепляет на
полянку цветы. Ребенок, закрыв глаза, должен определить на ощупь,
сколько на полянке цветков.
Слушай и сажай (срывай) цветочки или выбери цифру (секторы «Поле цифр», «Составь пример»)
Взрослый предлагает ребенку посадить на полянке
столько цветочков (положить соответствующую цифру), сколько раз ударит
по барабану (музыкальному треугольнику и т. п.). Такое же задание может
предлагаться с использованием цифр.
Запиши задачу или пример (секторы «Поле цифр», «Составь пример»)
Взрослый предлагает ребенку послушать задачу и
«записать» ее, выложив заданное в условии количество с помощью
цветочков или цифр. Например: «На полянке выросло три цветка, а потом
выросло еще два цветка. Сколько всего цветов выросло на полянке?» или
«На полянке выросло семь цветков, ты решил подарить три из них маме и
сорвал их. Сколько осталось цветков на полянке?». Цветочки могут
использоваться и как символические изображения различных объектов.
Например: «Во дворе играли пять детей, потом к ним пришли еще два
ребенка. Сколько всего детей стали играть во дворе?» Взрослый говорит
ребенку о том, что ему надо представить, что дети — это цветочки, а
полянка — это двор, где гуляют дети. Поэтому повторяя условие задачи и
решая ее, ребенку предлагается решать задачу о детях, а вместо них
выкладывать цветочки.
Что часы нам говорят (сектор «Часы»)
Взрослый предлагает ребенку подумать и объяснить,
для чего человеку нужны часы. Далее уточняются названия цифр,
расположенных на циферблате и определяется назначение стрелок. Взрослый
располагает стрелки вместе, концы их указывают на цифру 12, и начинает
рассказ о том, как с помощью двух стрелок можно определить время. «Как
ты думаете, кто дойдет быстрее до стены, у кого длиннее ноги или у кого
короче?»— задает он вопрос. «Правильно,— говорит взрослый, — человек с
длинными ногами, делает большие шаги, а с короткими — маленькие. Так и
стрелки на часах. Длинная стрелка делает вот такой большой круг и
возвращается на место, а маленькая за это время — только один шаг, к
следующей цифре. К какой цифре она подошла? Если маленькая стрелка
показывает на цифру 1, а большая на 12, то говорят, что сейчас один
час. Опять большая стрелка пошла по кругу и вернулась на свое место, а
маленькая сделала шаг к следующей цифре 2. Который час? И мы ответим:
два часа. Давайте поиграем дальше… А теперь я буду показывать вам время
не по порядку, а вы смотрите внимательно на маленькую стрелку и отвечай
мне, который сейчас час?»
Людмила Борисовна БАРЯЕВА, Светлана Юрьевна КОНДРАТЬЕВА
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума. Мы постараемся Вам помочь.