Математика… Услышав это слово, многие молодые
родители будущих школьников уже испугались — и «сами по себе», и за
своего ребенка. Громоздкие вычисления, сложные формулы, теоремы,
которые совершенно невозможно ни запомнить, ни тем более понять. К
«такой» математике нужно заранее специально готовить, чтобы не отстать
в школе, причем готовить с большим напряжением, пересиливая себя,
«ломая» ребенка, заставляя его заниматься скучным и нелегким делом.
Успокойтесь, дорогие мамы и папы — ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ!
Да, конечно, многие беды у ребенка с математикой в школе из-за того,
что он не был готов к встрече с ней. Да, конечно, готовить нужно, но…
не к технической работе. Готовить нужно к тому, чтобы быть готовым учиться математике. Тренировать свои руки, голову, смекалку. Попробую поделиться опытом такой подготовки. Итак…
Считаем
Хорошо бы научить ребенка считать. Самое главное —
не заучить по-попугайски числа от 1 до 20 наизусть, как стишок Ребенок
должен понять принцип счета, понять, КАК считают взрослые люди.
Сначала выясним, как называются числа первого
десятка. Этому ребенок учится с помощью собственных пальчиков, сначала
на руках. Пусть наш ученик с этим освоится и научится произносить
числа по порядку до 10. Потом «подключаем пальцы на ногах» — чтобы были
усвоены названия чисел до 20. Конечно, можно использовать и любой
искусственный материал: палочки, камешки, кубики, хоть зубочистки.
Сравниваем
Еще одно важнейшее математическое умение, которое,
кстати, прекрасно сочетается с детской любознательностью: что больше,
что длиннее, а что короче, выше, ниже? Умение свободно сравнивать
предметы серьезно облегчает на первых порах изучение математики в
школе.
Главное, чтобы сначала поняли взрослые: для
сравнения совсем не обязательно ни считать, ни измерять предметы!
Сравниваться могут и сами предметы, без «посредников» — чисел.
Можно сравнивать так:
Что больше? Сложили две палочки друг
с другом, только аккуратно, конец с концом — и смотрим: которая
«вылезла», та больше (длиннее), а которая «спряталась» — та меньше
(короче). Вставили одно ведерко в другое: которое внутри — меньше, а
которое снаружи — больше (кстати, еще два полезных «математических»
слова: «внутри» и «снаружи»). А теперь пошутили: что больше — палочка
или ведерко? — и объяснили ребенку, что палочки с ведерками не
сравнивают, и морковку с арбузами тоже. Сравнивают только однородные
предметы (уж придумайте сами, как назвать это ребенку!).
Чего больше? Это, как легко
догадаться, сравнение количества предметов в различных множествах. И в
этом случае начинать лучше не со счета. Для начала вырежем
откуда-нибудь несколько нарисованных чашечек и блюдечек или из буфета
настоящие достанем. Потом ставим чашечки на блюдечки: что без пары
осталось, того и больше, а что «всё занято» — того меньше. И так — на
самых разных предметах. Полезно и в уме: вывели детский сад на
прогулку, взяли девочки за ручку мальчиков — угадайте, кого больше? А
если все по парам разобрались и никто один не остался? Нужно, чтобы наш
«математик» очень четко осознал: кроме «меньше» и «больше», бывает и «поровну». И для чашечек с блюдечками так же, и для бабочек (если, например, бабочек с жучками сравнивать, кого больше).
Борис Давыдович Пайсон
кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры Барнаульского государственного педагогического университета, Алтайский край
Скачать "КАК НЕ ИСПУГАТЬСЯ МАТЕМАТИКИ (краткая аннотация)" бесплатно, без регистрации
Сценарии и материалы по теме:
Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями
|