Правила бывают строгими и условными: одни исполнять
обязательно, другие — просто желательно (если хочешь, чтобы тебя
считали культурным человеком). И среди такого обилия четких инструкций
и рекомендаций дети теряются. Выход у них один: смотреть на взрослых и
действовать так же! Нормальный путь обучения: маленький человек
интуитивно повторяет все за родителями, но, к сожалению, впитывает в
себя не только полезные знания, но и ошибки, совершаемые мамой и папой.
Если речь идет о несоблюдении правил дорожного движения, то эти ошибки
могут стать роковыми!
Впрочем, вы сами прекрасно знаете, как неосторожны
бывают дети! Играют в мяч возле дороги, перебегают улицу на красный
свет, едут на велосипеде среди машин... Они просто не осознают
реальность опасности! И приходится постоянно твердить малышам про
светофор и «зебру», водителей и пешеходов. С одной стороны, делать-то
это нужно непременно, с этим никто не поспорит, но с другой — как много
информации осядет в голове ребенка? И вспомнит ли он мамино
предупреждение в ту минуту, когда его любимый самосвал на веревочке
скатится с тротуара на дорогу?
Я не к тому все это говорю, чтобы растравить ваше
родительское сердце. И не для того, чтобы лишний раз напомнить об
осторожности, вы и без меня никогда не забудете об опасностях на
дороге. Но мне хочется задать вам вопрос: а вы сами хорошо знаете
правила дорожного движения? И не случалось ли вам быстренько перебегать
дорогу на красный свет, пока поблизости нет машин, или делать это в
неположенном месте? А если у вас есть машина, то всегда ли вы корректно
ведете себя по отношению к пешеходам? Мне вовсе не обязательно знать
ответы на эти вопросы, но ваше маленькое чадо, идущее с вами по улице
или сидящее рядом с вами в автомобиле, все видит! И все запоминает — с
тем чтобы потом повторить ваши действия на практике. Да-да, и все ваши
нарушения и прегрешения в том числе. Вам же этого не хочется, правда?
|
С раннего возраста детей нужно обучать всем
тонкостям поведения на улице и особенное внимание уделять правилам
дорожного движения. Но как сделать, чтобы малышам нравилось учиться,
чтобы они легко усваивали важную информацию и умели ею пользоваться?
Вывод напрашивается сам собой — надо превратить процесс обучения в
игру. И в некоторых семьях это практикуется!
Как-то я стояла на остановке и невольно подслушала
разговор папы с маленьким сыном. Мальчишка лет шести юлой вертелся
вокруг отца, выпрашивая у него машинку. Обычное дело — дети всегда
просят у родителей игрушки, и я не запомнила бы этот случай, если бы не
один момент: грамотная реакция папы на нытье чада. Я была приятно
удивлена: молодой отец так умело направил детское недовольство в
конструктивное русло, что ребенок даже не заметил, как это произошло. И
прямо у меня на глазах родилась новая игра! Мне кажется, грех не
воспользоваться этой нечаянной подсказкой. А папа сказал своему сыну
вот что:
— Я понимаю, что ты хочешь эту машину, но я не могу
купить тебе ее, ведь ты до сих пор не знаешь, на какой свет переходить
улицу! Каждый водитель и пешеход должны соблюдать правила дорожного
движения, иначе на улицах будет полная неразбериха. Я их изучил и сдал
экзамен по вождению, у меня есть права, и у дедушки, и у твоей мамы
тоже. А значит, если ты хочешь эту машинку, то будь добр, стань
настоящим водителем. Хочешь «за руль» — выучи все дорожные знаки и
правила, потом сдай мне экзамен, и машинка твоя. Договорились?
Дальше я не слышала, но думаю, сын понял задачу,
поставленную отцом, и с энтузиазмом возьмется за дело, добиваясь
заветной цели (права владеть машинкой)! Да и родители вряд ли станут
особо зверствовать с обучением: ведь им надо научить ребенка
осторожности на дороге, а не забить ему голову ненужной информацией!
Все, что ему понадобится потом, он сможет узнать и сам, когда
подрастет. А пока в игровой форме малыш уяснит для себя самые важные
правила дорожного движения. И это вам не нудная зубрежка, которую
практикует одна моя знакомая семья: мать там настолько боится за детей,
что заставляет их выучивать все правила наизусть! И это, на мой взгляд,
в корне неверно: если скучный текст не подкреплять практикой, он очень
быстро выветрится из памяти! Хотя, кто знает, может быть, есть свой
смысл в ежедневном повторении материала?
Меня, наверное, учили тем же способом: регулярно
говорили о том, что всегда нужно смотреть по сторонам, когда переходишь
через дорогу, не играть там, где ездят машины, и т. д.. Я этого не
помню, зато у меня четко отложился в памяти другой момент моего
«обучения». Мне было года четыре, и я гуляла с дедушкой по городу,
крепко держась за его руку. И вот, когда мы в очередной раз решили
перейти улицу, дедушка, указав на светофор, задал мне вопрос: «На какой
свет мы с тобой пойдем — на красный или зеленый?». И я, немного
подумав, выбрала зеленый! Дедушка был очень доволен моим ответом, а
ведь мне просто всегда больше нравился зеленый цвет, чем красный, вот я
и назвала его, и никакой логики в моем выборе не было! Однако эту
сценку я запомнила на всю жизнь, а ежедневные наставления типа «будь
осторожна, берегись машин» стерлись из моей памяти!
У меня есть еще один потрясающий пример из жизни. У
моих взрослых приятелей двое детей, мальчик уже старшеклассник, а дочке
пять лет, и надо отметить, что девчушка на редкость активная, как
ртуть, ни минутки на месте не сидит. И вот как-то собрались мы вместе,
идем по улице, и вдруг я с удивлением замечаю, что девочка-то спокойно
идет рядом с мамой, ни на шаг не забегает вперед, не носится вокруг
нас, как обычно! Откуда у подвижной малышки взялась такая сдержанность?
Однако приятели быстро ввели меня в курс дела. Оказывается, последние
полгода их семья играет в одну необычную игру: сын принес фильм про
войну людей и роботов, и отчего-то эта тема прижилась у них в доме и
даже получила продолжение. Сперва это было просто весело: если что-то
из бытовой техники ломалось, говорили, что это заговор роботов, и
дружно смеялись. Но потом родителям пришла в голову блестящая идея
использовать игру в поучительных целях: вот так дочка и узнала «всю
правду» про машины на улице. Теперь она твердо усвоила: перебегать
через улицу в неположенном месте или на красный свет опасно, потому что
злобные роботы только и ждут момента, чтобы напасть на человека. Нужно
соблюдать правила дорожного движения, потому что это — разумное
соглашение между людьми и их механическими противниками. И я своими
собственными глазами наблюдала замечательные результаты этой игры!
Считаю, что мои приятели очень здорово все придумали.
А вообще, мне кажется, если в семье есть машина, то
дети легче поддаются обучению, ведь они с пеленок ездят с родителями и
видят, зачем нужен красный и зеленый свет, наблюдают за людьми,
переходящими дорогу. Не факт, что это сделает из них правильных
пешеходов и идеальных водителей, но возможность для этого есть.
Например, мой приятель-автолюбитель, отец двух сыновей семи и четырех
лет, рассказал мне о своей методике «автовоспитания». Во-первых, он изо
дня в день беседует с детьми на тему дорог, водителей и пешеходов, так
он чувствует себя спокойнее. И во-вторых, у них в доме на каждой стене
висят дорожные знаки. И между прочим, ребята уже без запинки отвечают
на все вопросы отца по данной теме: это «пешеходный переход», а вот
«поворот направо». Вот «проезда нет», а вон там «ремонтные работы». Для
них это игра, и она им нравится! «А я, — говорит мой приятель, — уверен
в том, что мои дети не растеряются в peaльной обстановке. Вот чуть
подрастут, обойду с ними весь город. Разумеется, соблюдая все правила,
чтобы твердо запомнили, каким должен быть разумный пешеход! Кстати,
моей сестренке в первом классе выдали медаль «За отличное знание правил
дорожного движения». Она была счастлива! Это взрослым подобные награды
кажутся нелепыми, но вспомните себя в детстве... Любое признание твоих
заслуг радовало. По-моему, можно взять на вооружение эту маленькую
хитрость.
|
Не надо ругать ребенка, если он в очередной раз
забыл, на какой свет переходить улицу или с какой стороны обходить
автобус. Просто повторите эту важную информацию еще раз, спокойно, не
нервничая. От вашей резкости у малыша в памяти останется неприятный
осадок, и в результате ему будет неприятно говорить о машинах, разумном
поведении пешехода и т. д.. Повзрослев, он станет отмахиваться от ваших
замечаний. И все это — из-за вашей несдержанности! Не допускайте этого.
Не шутите при ребенке на тему неопытных или пьяных
водителей, не смейтесь над глупостью пешеходов, не рассказывайте
«автомобильных» анекдотов и не идеализируйте гонщиков-лихачей. Помните
о том, что маленькие дети воспринимают все буквально, в силу своей
наивности они еще не могут понять «черный» юмор, они и простой-то не
всегда улавливают. И поэтому, когда разговор заходит на такую важную
тему, как правила дорожного движения, твердо расставляйте акценты:
пусть ваш ребенок четко понимает, что хорошо, а что плохо, ему это
важно. Ведь у малыша в голове должна сложиться определенная, точная
картина мира, не искажайте ее.
Не оставляйте без ответа любые, даже самые глупые
вопросы, так или иначе связанные с дорогой, вождением, пешеходами,
авариями и т. д. Это очень важная тема, поэтому не ленитесь потратить
свое время. Ведь сейчас ребенок спрашивает у вас о том, что его волнует
и интересует. Если вам будет некогда, завтра найдутся друзья-умники,
которые научат его всему тому, от чего вы хотите его уберечь!
Александра ХОДОСОВА г. Саратов |