Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное
место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных
торжеств, раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В
сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо.
Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных
воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и
каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая
Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную
трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему
Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник
Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение
того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным
хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но
нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или
изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы
оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в
напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно
делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название
Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В
приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи
с раздроблением артоса. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением
в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос
полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или
аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред
образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его
сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во
все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно
совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по
заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос
раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу
как святыня.
КАК ХРАНИТЬ И ПРИНИМАТЬ АРТОС
Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума. Мы постараемся Вам помочь.