ПАСХА, ВЕЛИК ДЕНЬ, СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ По старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие
старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже
обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, покатись, Красное, нарядись!
Мороз или гром на первый день пасхи предвещают хороший урожай льна. (Тамбовская губ.). Как дождь или погоды в первый день пасхи, дак весна дождлива будет. (Пинежье) Кто на первый день пасхи что-либо разобьет-умрет в тот год. Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и
торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскрешение
Иисуса Христа. «По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы,
так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на
улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня,
черта, прикинувшегося животным», - писал С. В. Максимов на основе
многочисленных наблюдений и сведений. В то же время находятся смелые люди и озорники, которым все нипочем.
Они утверждают, например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху,
обязательно увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на
перекресток дорог и «покатить яйцо вдоль по дороге - тогда черти
непременно должны будут выскочить и проплясать трепака»; в пасхальное
воскресенье можно даже узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько
их: для этого взять заговоренный творог, встать с ним «у церковных
дверей и держаться за дверную скобу - ведьмы будут проходить, и по
хвостам их можно сосчитать всех до единой». На Пасху «старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было
столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота,
серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на
крыши», чтобы встретить солнце. Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение
Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»;
«Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на
лошади!» Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет
локоть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха -
к свиданию, губа чешется - к поцелуям; бровь станет чесаться -
кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть
румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой, и т. п. У каждого своя корысть, и поскольку Пасха - величайший христианский
праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание
православного человека, желания произносятся прямо на заутрени. О
просьбах девушек мы уже сказали. Используют этот момент и охотники,
которые специально являются в церковь с ружьями, и как только в первый
раз запоют «Христос Воскресе», они стреляют в воздух в полной
уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную
охоту в течение года. Воры «употребляют все усилия, чтобы во время
пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и
при этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их.
Тогда смело воруй целый год, и никто тебя не поймает». Свои правила поведения и способы получения выгоды от пасхальной службы
выработали картежники. Когда в первый раз запоют «Христос Воскресе»,
надо иметь в руках виннового (пикового) туза и вместо «воистину
воскрес» сказать попу «винновый туз есть» - «тогда с этим тузом можно
сделаться настоящим невидимкой и все доставать»,- рассказывали в
Тюменском крае. Неплохо также, отправляясь в церковь, слушать
пасхальную заутреню, взять с собой колоду карт и, как только священник
произнесет: «Христос Воскресе», сказать: «Карты здеся». На второе
провозглашение «Христос Воскресе» картежник должен ответить: «Хлюст
здеся», а в третий раз - «Тузы здеся». «Это святотатство, по убеждению
игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока
святотатец не покается». Существует и такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток - к пожару, на запад - к несчастью. Как веянии большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена
различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято
поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и
обмениваться крашеными яйцами. На Пасху повсюду разрешается всем
(мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный
колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего
приготовлялись заранее специальные желобки я выбирались опытными
игроками яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само
оставалось цело. Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали
качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади,
ближайшем выгоне и т. п.) загодя вкапывались столбы, навешивались
веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели. Из
разных местностей собиратели конца XIX - начала ХХв. сообщали о
чрезвычайной популярности качелей на Пасху. «...на качелях катаются решительно все», возле них образуется нечто
вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками,
мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до
ночи: одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся
сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые
без устали катаются с парнями».
На святой неделюшке Повесили качелюшки. Сначала покачаешься, Потом и повенчаешься. На горе стоят качели, Пойду покачаюся. Нынче лето отгуляно, Зимой повенчаюся. Скоро Пасха придет, Кто нас покачает? Как у ноненших ребят Веревок не бывает!
С Пасхи гуляний молодежей переносятся на открытый воздух: пляшут, водят
хороводы, затевают игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в
конце деревенской улицы. На середину лужка «выходит молодец - запевало и с помощью других начинает песню:
При компаньи мало стало, Веселиться не с кем стало! Ой, братцы, мало нас. Ой, дружки, немножко! Ты, Феденька, поди к нам. Ехремыч, приступись! Ой, братцы, мало нас, Ой, дружки, немножко!
и т. д. до тех пор, пока не пригласит всех присутствующих молодцев.
Затем таким же образом вызывают девиц. После этого, взявшись за руки,
образуют круг, который движется то в ту, то в другую сторону и поют:
У Казани у реки озеро воды. Молодец коня поил, коня воронова. Коль водицу конь не пьет, Молодца горе берет. В карман ручки он сует, С рублик денег достает. С рублик денег достает, Красным девкам подает.
Одна девушка смела К молодчику подошла, С парня рубличек взяла, В караван гулять пошла. В караване на лужке Целоваться всем в кружке. После этих слов играющие целуются» (Алтайский край).
В русских западных губерниях на Пасху совершался еще один обход дворов,
напоминающий святочное колядование (нередко он ч назывался «зеленые
святки»). Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он
группой мужчин - волочебников:
Ну-те, братцы-товарищи! Собирайтесь до кучечки! Пройдемте в тое село, Поздравим их с праздником, Их с праздником, с Христовым днем, С Христовым днем, красным яйцом! В том селе лежит брусья, Лежит брусья тесовая, Тесовая, дубовая. На том брусьи сидят мужи, Сидят мужи, мужи честные, Рядят раду, раду добрую: «Ну-те, братцы-товарищи! Дожидаемся мы двух праздников, Двух праздников веселеньких: Первый праздник - свет Егорий, Другой праздник - свет Никола, Свет Егорий с шелковой травой, Свет Никола с засевочком, С засевочком с овсяненьким». «Ну те, братцы-товарищи! Собирайтесь до кучечки! Будем радить раду добрую: Кому у нас, братцы, запахивать, Запахивать и засевать?» - «Запахивать пану Ивану, Засевать его брату!» И не шум шумит, и не гром гремит,- Христос воскрес на весь свет! Идут-бредут волочебнички, Это не волочебнички - разбойнички. «Хозяинушка ты наш батюшка! Ай спишь ты лежишь, али так лежишь? Подари ты нас, волочебников! Наши дары не велики, малы - Пару яиц да и рюмку вина, Рюмку вина да кусок пирога! Не хочешь дарить - пойдем ты с нам, Кий волочить, людей смешить! Хозяинушка наш батюшка! Что у твоем дворе случилося? Зажги огонь, сходи ты на двор. На твоем дворе три радости: Перва радость - коровка телилася, Друга радость - овечка ягнилася, Третья радость - кобыла жеребилася. Корова телила телочку, Овечка ягнила ярочку, Все ярочки по парочке, Твоим дочкам на приданочки. Кобыла жеребила коника, Коника все вороника! Сходи в гумно, там три праздника: Первый праздник - Христов день, Второй праздник - Егоров день, А третий праздник - Илья-пророк. Он межи сжинал, стоги ставил». Христос воскрес на весь свет!
Волочебникам выносят яиц, сала, денег, пирогов, молока и пр. В адрес
скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых
боялись:
Кто не даст нам яйца - околеет овца, Не даст сала кусок - околеет телок, Нам не дали сала - коровушка пала.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума. Мы постараемся Вам помочь.