Диагностика словесно-логического и абстрактного
мышления у детей в возрасте от 6 до 10 летМетодика исследования понятия сохранения (сохранение
массы и длины).
1. Сохранение массы.
Материал: два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре.
Ход работы.
Экспериментатор показывает ребенку два пластилиновых шарика и просит
его уравнять оба шарика так, чтобы они были одинаковыми. "Вот
два шарика. Я бы хотел, чтобы в каждом из них было одинаковое количество
пластилина. Если представить себе, что это тесто для пирога и ты
ешь этот шарик теста, а я ем другой шарик, то у нас будет одинаково?
Или у тебя больше? Или у меня? Как ты думаешь?"
После этого экспериментатор берет один из шариков и делает из него
галету (плоский овал) длиной приблизительно 8 см. "А теперь
в шарике и галете одинаково пластилина? Или в шарике больше? Или
в галете? (Больше для еды.) Почему? Ты можешь мне сказать? Откуда
ты знаешь?" И т.п.
В зависимости от ответов испытуемого экспериментатор формулирует
контраргументы, касающиеся либо начальных количеств (в случае несохранения),
либо воспринимаемых размеров (в случае сохранения). Так, например,
он говорит: "Посмотри на галету, она плоская, очень тоненькая.
Тебе не кажется, что в шарике можно съесть больше?"
Прежде чем снова скатать шарик из галеты, как в начале, у ребенка
спрашивают: "Если я из этой галеты сделаю шарик, то у меня
будет так же много, как и сейчас?" Экспериментатор делает из
галеты шарик и показывает, что вещества осталось столько же.
Третья процедура с пластилином заключается в делении одного из
шариков на мелкие кусочки (приблизительно на 8-10 "крошек"),
а затем в сравнении, подобно предыдущим случаям, всех полученных
крошек с шариком.
Критерии оценки.
"Несохраняющие испытуемые" - они считают, что
равенство количества исчезает во время деформации одного из шариков.
Так, например: "В шарике больше, потому что колбаска тоньше",
или "В галете больше, потому что она длиннее". Испытуемые
этого уровня сосредоточены на одном из измерений, иногда переходят
от одного к другому, но не связывают их между собой. Напоминание
о начальном количестве вещества не изменяет их мнение. Некоторые
предполагают возможность возвращения к одинаковым по количеству
шарикам, другие - нет.
"Полусохраняющие испытуемые" - они колеблются
между утверждением и отрицанием сохранения количества в ходе преобразований.
В частности, они не сопротивляются контрподсказкам экспериментатора.
Напротив, они правильно говорят о возврате обоих количеств к начальному
равенству.
"Сохраняющие испытуемые" - они считают очевидным
сохранение количества в ходе всех предложенных им деформаций первоначальных
фигур. Они сопровождают свои рассуждения одним или несколькими аргументами,
отстаивая их: "Здесь столько же, потому что ничего отсюда не
взяли, ничего сюда не прибавили" (идентичность). Или: "И
здесь и там одинаково, потому что если снова сделать шарик, то будет
то же самое" (обратимость). Или же: "Галета длиннее, но
она тонкая, поэтому здесь одинаково" (компенсация).
2. Сохранение длины.
Материал: полоски целые и полоски, поделенные на кусочки.
Ход эксперимента.
Договорившись с ребенком о том, что такое полоска, экспериментатор
кладет перед ребенком полоску длиной 16 см, а рядом с ней, параллельно,
другую, так, чтобы их концы совпадали (см. ниже):
Экспериментатор, показав ребенку, что длины обеих полосок равны,
перемещает полоску В влево параллельно А. При этом он задает вопрос:
"Одинаковы ли эти полоски, или одна из них длиннее другой?"
Для того, чтобы удостовериться в том, что ребенок хорошо понимает
вопрос, экспериментатор может проиллюстрировать: "Если мы назовем
эту полоску А одной дорогой, а эту полоску В - другой, то больше
или столько же надо будет идти по этой дороге А, как по этой В?"
Если ответы испытуемого являются сохраняющими, то экспериментатор
обращает внимание ребенка, например, на разрыв между первыми концами
обеих полосок. Напротив, если ответы ребенка будут несохраняющими,
то экспериментатор просит испытуемого напомнить, в каком положении
полоски были вначале: "А как это было вначале? Оба пути были
одинаковой длины, или один из них был длиннее, как ты думаешь?"
Вернув полоски в первичное положение, экспериментатор начинает
такой же опрос, но перемещая теперь полоску А в противоположном
направлении (сдвигает ее вправо) и ожидая от ребенка объяснения.
На следующем этапе экспериментатор кладет перед ребенком полоску
А длиной 16 см и параллельно ей четыре маленьких прилегающих друг
к другу отрезка. Он подчеркивает равенство длин, задавая вопросы,
аналогичные тем, что задавались в уже описанных случаях. Затем он
перемещает маленькие отрезки, делая из них изломанный "путь",
начинающийся там, где и А:
"А теперь нужно идти столько же по пути А, сколько и по этому
пути С? Пройденный путь по этим дорогам одинаково или неодинаково
длинный? Как ты думаешь? Откуда ты знаешь?"
Затем полоски возвращаются в первоначальное положение, после чего
из 4 отрезков делается новый путь:
Экспериментатор задает такие же вопросы, что и на предыдущем этапе.
Критерии оценки.
"Несохраняющие испытуемые" - в ходе перемещения
одной из двух похожих полосок (А и В) ребенок считает, что длина
не сохраняется. Он сосредоточивается на увеличении либо справа,
либо слева. То же самое касается общей длины 4 отрезков полоски
С по сравнению с полоской А. В обоих случаях при изменении длина
не сохраняется. И напоминание о длинах в первоначальном положении
ничего не меняет в суждениях ребенка.
"Полусохраняющие испытуемые" - они высказывают
правильные суждения для одних этапов и неправильные для других либо
в одной и той же ситуации колеблются между ответами сохранения и
несохранения, обосновывая свои ответы сохранения.
"Сохраняющие испытуемые" - ребенок считает, что
длина сохраняется в каждой ситуации. Испытуемые аргументируют свои
суждения следующим образом: "Обе полоски одинаковы. Просто
одну из них сдвинули" (идентичность). Или: "Если вы положите
кусочки прямо, как они были вначале, то увидите, что обе полоски
одинаковой длины" (обратимость). Или же: "Эта полоска
А длиннее вправо, но эта полоска В длиннее влево" (компенсация),
тем самым указывая по очереди на полоску А и на похожую на нее,
но сдвинутую полоску В.
Результаты по обоим субтестам заносятся в протокол, в конце его
делается вывод об уровне овладения понятием сохранения.
Методика "Домино".
В эксперименте принимают участие двое испытуемых. У каждого из
них имеется на руках набор из 14 карточек. На каждой карточке изображены
две картинки (цветные, одного формата):
Экспериментатор выставляет перед детьми карточку "трактор
- олень".
Инструкция:
"Перед вами, ребята, лежит карточка с изображением трактора
и олененка. Каждый из вас, по очереди, должен подобрать к какой-нибудь
из этих двух картинок (или к трактору, или к олененку) любую из
своих карточек, но с условием, чтобы выбранная вами картинка была
похожа на ту, которая лежит на кону, чтобы между ними было что-то
общее, чтобы они были одинаковыми (во избежание выполнения ребенком
задания только одним способом необходимо объяснить принцип подбора
картинки как можно большим набором терминов). Одновременно вы должны
объяснить, почему был сделан такой выбор, сказать, что же общего
между подобранными картинками. Следующий из вас будет опять подбирать
картинку к одной из двух, лежащих на кону, объясняя свой выбор".
Испытуемым не разрешается смотреть в набор карточек партнера. Экспериментатор
фиксирует все ходы испытуемых, их объяснения, а также поведение.
Таким образом составляется протокол - описание эксперимента. Например:
1. Таня. К трактору - ведро; "...потому что у трактора должно
быть ведро".
1. Женя. К оленю - теленок; "...потому что у оленя четыре ноги
и у коровы четыре ноги, у коровы уши, как у оленя".
2. Таня. К теленку - щенок (карточка: теленок - самолет); "...потому
что они оба животные, потому что у теленка четыре ноги и у щенка
четыре, у щенка есть хвост и у теленка".
2. Женя. К самолету - вертолет; "...вертолет летает, и самолет
тоже летает, у вертолета вентилятор наверху, а у самолета на носу..."
и т.д.
Анализ протокола.
Для проведения анализа протокола необходимо в определенном виде
представить полученный материал. В плоскости фиксируются те общие
основания, по которым ребенок производит выбор необходимой картинки.
Эмпирически в плоскости выделено три сферы таких признаков.
Первая сфера является областью атрибутивных свойств предмета.
Такими свойствами могут служить: форма предмета, его цвет, материал,
из которого он сделан, его части. Кроме того, это использование
имени предмета, если с ним действуют как с каким-либо другим внешним
признаком предмета (например, чашка - чайник; "...потому что
и то и другое начинается на букву Ч").
Вторая сфера - общих ситуативных оснований. Переходным к
этой сфере является подбор картинок по "свойству - действию",
т.е. ребенок сравнивает, выделяет в качестве общего признака действия,
производимые предметами, изображенными на карточках (например, к
трактору подбирается тележка, "...потому что они ездят").
Кроме того, сюда относятся выборы, сделанные на включении предметов
в одну ситуацию (например, чашка - чайник; "...потому что чайник
наливает в чашку воду") - ситуация употребления; банальная
ситуация - "...кошка любит мышку"; ситуация общения, игры,
местоположения, вплоть до "художественных", "поэтических"
ситуаций (например, мак - птица; "...потому что птицы радуются,
когда растут цветы").
Третья сфера - категориальная. К ней относятся выборы, в
которых общим признаком (основанием) двух картинок является имя
того класса предметов, к которому ребенок относит данную пару изображений
(например, "...это звери или это посуда").
Плоскость высказывания представляет собой несколько уровней, которые,
подобно описанным сферам, объединены в три группы: атрибутивная,
ситуативная, категориальная - и включают 10 подуровней.
Экспериментальный материал удобнее всего представить в виде план-карты.
В ней наглядно изображено отношение между плоскостями и видна динамика
взаимодействия испытуемых. Планкарта - это круг, разделенный на
три сферы, в которых определенным образом располагаются векторы
разной длины. Длина вектора соответствует тому или иному уровню
(подуровню) плоскости высказывания. Номера векторов говорят о порядке
подбора (ходов) карточек испытуемыми в процессе эксперимента. Векторы
одного ребенка для удобства обозначают одним цветом, другого - другим.
Приведем пример запротоколированной план-карты.
Интерпретация результатов:
Для вывода необходимо учитывать два параметра: чем выше уровень
обобщения, тем больше разброс векторов по секторам и длиннее сами
векторы. Так, при высоком уровне обобщения векторы большей частью
находятся в "категориальной" сфере, и длина их максимальна.
Методика "Четвертый лишний".
Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между
собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается
найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".
- книга, портфель, чемодан, кошелек;
- печка, керосинка, свеча, электроплитка;
- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
- река, мост, озеро, море;
- бабочка, линейка, карандаш, ластик;
- добрый, ласковый, веселый, злой;
- дедушка, учитель, папа, мама;
- минута, секунда, час, вечер;
- Василий, Федор, Иванов, Семен.
("Лишние" слова выделены курсивом.)
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный
- 0 баллов.
10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;
7-5 баллов - средний уровень развития обобщения,
не всегда может выделить существенные
признаки предметов;
4 и менее баллов - способность к обобщению развита
слабо.
Результаты исследования заносятся в протокол.
Стандартизованная методика для определения
уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене.
Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик
теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Тест структуры интеллекта
Р. Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения
речевых, математических способностей, пространственного воображения
и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет
и выше.
Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих
в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного
материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых
дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от
несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых
задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный
вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные
при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями
обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные
признаки предметов или явлений.
Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения
испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения
между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый
должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое
задание субтеста).
Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая
степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется
путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.
В первых трех субтестах правильные ответы выделены курсивом, а
в 4 субтесте даны в скобках.
I субтест
Инструкция для испытуемого: "Какое слово из всех, что я назову,
подходит больше всего?".
II субтест
Инструкция испытуемому: "Одно слово из пяти лишнее, оно не
подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее
и почему?".
III субтест
Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит
слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака
" так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо".
Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово
подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец"
подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову.
Итак, огурец - овощ, а роза - ..."
IV субтест
Инструкция испытуемому: "Каким общим словом можно назвать
... ?"
Оценка выполнения учащимися тестовых задач.
Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования
всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество
баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов,
- по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая
максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.
Интерпретация полученных школьником результатов производится
следующим образом:
100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;
79-60 баллов - средний уровень;
59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;
39-20 баллов - низкий уровень развития;
меньше 20 баллов - очень низкий уровень.
При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень
развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно
оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые
интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно
улучшает или ухудшает результат.
Методика "Логические задачи".
Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики
уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана
действий у младших школьников. Результаты исследования позволяют
установить степень развития теоретического способа решения задач
в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого
интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок
может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются
ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных
с ситуативной, а не содержательной стороной условий.
Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование.
Ориентировочное время работы: 30-35 минут.
Инструкция испытуемым:
"Вам даны листы с условиями 22 задач. Посмотрите на них. Первые
четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие,
подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто,
по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым
из тех, о ком говорится в задаче.
Теперь посмотрите на задачи с 5 по 10. В них используются искусственные
слова, бессмысленные буквосочетания. Они заменяют наши обычные слова.
В задачах 5 и 6 бессмысленные буквосочетания (например, наее) обозначают
такие слова, как веселее, быстрее, сильнее и т. п. В задачах 7 и
8 искусственные слова заменяют обычные имена людей, а в задачах
9 и 10 они заменяют все. Когда вы будете решать эти шесть задач,
то можете "в уме " (про себя) вместо бессмысленных слов
подставлять понятные, обычные слова. Но в ответах задач с 7 по 10
нужно писать бессмысленное слово, заменяющее имя человека.
Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи "сказочные", потому
что в них про известных всем нам зверей рассказывается что-то странное,
необычное. Эти задачи нужно решать, пользуясь только теми сведениями
о животных, которые даются в условии задач.
В задачах с 13 по 16 в ответе нужно писать одно имя, а в задачах
17 и 18 - кто как считает правильным: либо одно имя, либо два. В
задачах 19 и 20 обязательно писать в ответе только два имени, а
в двух последних задачах - 21 и 22 - три имени, даже если одно из
имен повторяется".
Задачи для предъявления:
1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее
всех?
2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?
3. Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?
4. Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?
5. Катя наее, чем Лиза. Лиза наее, чем Лена. Кто наее всех?
6. Коля тпрк, чем Дима. Дима тпрк, чем Боря. Кто тпрк всех?
7. Прсн веселее, чем Лдвк. Прсн печальнее, чем Квшр. Кто печальнее
всех?
8. Вснк слабее, чем Рпнт. Вснп сильнее, чем Сптв. Кто слабее всех?
9. Мпрн унее, чем Нврк. Нврк унее, чем Гшдс. Кто унее всех?
10. Вшфп клмн, чем Двтс. Двтс клмн, чем Пнчб. Кто клмн всех?
11. Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче
всех?
12. Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех?
13. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше,
чем Семенов. Кто младше всех?
14. Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем
Комаров. Кто тяжелее всех?
15. Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина.
Кто слабее всех?
16. Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя.
Кто темнее всех?
17. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?
18. Саша тяжелее, чем Миша. Дима легче, чем Саша. Кто легче?
19. Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее,
чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и самый тяжелый?
20. Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем
Нина, и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?
21. Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем
Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее,
чем Юля. Кто самый веселый, самый легкий и самый сильный?
22. Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем
Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше,
чем Толя. Кто самый светлый, кто старше всех и кто самый высокий?
Правильные ответы:
1. Толя.
2. Лиза.
3. Вова.
4. Катя.
5. Катя.
6. Коля.
7. Лдвк.
8. Сптв.
9. Мпрн.
10. Вшфп.
11. Слон.
12. Муха.
13. Семенов.
14. Гусев.
15. Нина.
16. Вера.
17. Коля и Вова.
18. Дима и Миша.
19. Катя, Маша.
20. Нина, Лиза.
21. Юля, Ася, Соня.
22. Вова, Толя, Миша.
Результаты исследования.
1. Уровень развития умения понять учебную задачу
Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.
От 5 до 10 задач - средний уровень.
Менее 5 задач - низкий уровень.
2. Уровень развития умения планировать свои действия.
Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.
Не решены последние 4 (т. е. 18-22) - средний уровень.
Менее 10 задач - низкий уровень.
Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме"
в минимальной степени.
Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия,
затрудняется даже заменить в "уме" данное отношение величин
на обратное, например, отношение "больше" на отношение
"меньше".
3. Уровень развития умения анализировать условия задачи.
Правильно решены 16 задач и более, в том числе задачи с 5 по 16,
- высокий уровень развития.
Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.
Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не
умеет выделить структурную общность задачи, ее логические связи.
Рекомендуем
родителям "Развивающие
компьютерные методики для детей 5-7 и 7-9 лет"
Использование материалов сайта разрешается только в
интернете при наличии текстовой гиперссылки на психологический центр Адалин. Ссылка должна содержать слова: "Психологический центр Адалин",
находиться неотрывно от материала и присутствовать на каждой странице
с использованным материалом.