Диагностика наглядно-образного мышления
у детей в возрасте от 6 до 10 лет
Методика "Лабиринт".
Материал.
Материал представляет собой изображения полянок с разветвленными
дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно
указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой. Первые
две страницы тетради соответствуют вводным задачам 1, 2 (см. рис.
1, а, б). Решение каждой из задач проверяется экспериментатором.
Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1 -2 изображены
только разветвленные дорожки и домики в конце каждой из них (рис.
2, а); на всех остальных каждый отрезок дорожки после разветвления
помечен определенным ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые
по содержанию ориентиры даны в разной последовательности (рис. 3,
а), в задачах 5 - 6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми
ориентирами (рис. 4, а). В задачах 7-10 два повторяющихся ориентира
даны в разной последовательности и расставлены не на отрезках пути,
а в точках разветвления (рис. 5, а и 6, а).
На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия,
показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск
(рис. 2, б, в). В "письмах" к задачам 3 - 6 в определенной
последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо
которых надо идти (рис. 3, б, в и рис. 4, б, в). В "письмах"
к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная
линия), и необходимые ориентиры (рис. 5, б, в и рис. 6, б, в).
Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учесть в задачах 1 -2 направления
поворотов, в задачах 3 - 4 - характер ориентиров и их последовательность,
в задачах 5 - 6 - сочетание ориентиров в определенной последовательности,
в задачах 7- 10 - одновременно ориентиры и направления поворотов.
Инструкция к проведению.
Детям даются две вводные задачи, затем по порядку задачи 1 - 10.
Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради
с вводной задачей. "Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки
и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик
и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо.
(Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.)
В письме нарисовано, что идти надо от травки мимо елочки, а потом
мимо грибка, тогда найдете правильный домик, а я посмотрю, не ошиблись
ли вы".
Проверяющий смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, если нужно,
объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий предлагает детям
перевернуть листок и говорит: "Здесь тоже два домика, и опять
надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано,
как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо,
а потом повернуть в сторону". Проверяющий при этих словах "проводит"
детей по чертежу в "письме". Решение задачи снова проверяется,
ошибки объясняются и исправляются.
Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая
дополнительная инструкция.
К задачам 1-2: "В письме нарисовано, как надо идти,
в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найдите
нужный домик и зачеркните".
К задаче 3: "Смотрите на письмо. Надо идти от травки,
мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом - елочки.
Найдите нужный домик и зачеркните его".
К задаче 4: "Смотрите на письмо. Надо пройти от травки,
сначала мимо березки, потом мимо грибка, елочки, затем стульчика.
Отметьте домик".
К задачам 5 - 6: "Будьте очень внимательны. Смотрите
на письмо, отыщите нужный домик и зачеркните его".
К задачам 7-10: "Смотрите на письмо, в нем нарисовано,
как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону.
Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".
Оценка результатов.
При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного ребенком
домика и номер задачи. Оба эти показателя включены в шкалу оценки:
один - по вертикали, другой - по горизонтали. В месте пересечения
их координат указана оценка (в баллах), которая начисляется ребенку
за произведенный им поиск и выбор домика (см. ниже шкалу оценок).
Номер выбранного ребенком домика и оценка заносятся в форму протокола.
(На рис. 7, а, б дана нумерация домиков в различных задачах.) Все
оценки, полученные ребенком в отдельных задачах, суммируются. Максимальное
количество очков в методике - 44.
К инструкции прилагаются форма протокола и шкала оценок.
Рис. 1.
a) вводная задача 1; b). вводная задача 2
Рис. 2.
Материал к заданиям 1 и 2: a) полянка 1; б) 1-е "письмо";
в) 2-е "письмо"
Рис. 3.
Материал к заданиям 3 и 4: a) полянка 2; б) 1-е "письмо";
в) 2-е "письмо"
Рис. 4.
Материал к заданиям 5 и 6: a) полянка 3; б) 1-е "письмо";
в) 2-е "письмо"
Рис. 5.
Материал к заданиям 7 и 8: a) полянка 4; б) 1-е "письмо";
в) 2-е "письмо"
Рис. 6.
Материал к заданиям 9 и 10: a) полянка 5; б) 1-е "письмо";
в) 2-е "письмо"
Рис. 7а.
Задачи 1 - 6
Рис. 7б.
Задачи 7 - 8
Интерпретация полученных результатов.
38-44 балла - дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров.
Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.
31-38 - дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно
правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров
постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной
стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.
24-31 балл - дети с четкой завершенностью ориентировки только на
один признак. Им доступно построение и применение пространственных
представлений простейшей структуры.
18-24 - для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже
на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют
ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной
ориентировки в пространстве.
Менее 18 баллов - дети с неадекватными формами ориентировки. Они
предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это
обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной
ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
Рекомендуем
родителям "Развивающие
компьютерные методики для детей 5-7 и 7-9 лет"
Использование материалов сайта разрешается только в
интернете при наличии текстовой гиперссылки на психологический центр Адалин. Ссылка должна содержать слова: "Психологический центр Адалин",
находиться неотрывно от материала и присутствовать на каждой странице
с использованным материалом.