Еще
совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с
дошкольниками. Педагогический процесс строился на игре, сказке, и,
казалось, они не могут соседствовать с практичным, иногда жестоким
словом «экономика». А отсюда была установка: в дошкольном возрасте рано
ставить какие бы то ни было экономические задачи.
Это неверный подход. Опыт показывает: многие
предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень
рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные
стороны в поведении детей — небрежность, неряшливость, безразличие к
испорченным вещам. А ны¬нешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке —
веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них
умения правильно ориентироваться в различных ситуациях,
самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь
более организованно, разумно, интересно. Чтобы заинтересовать детей
столь серьезной и сложной темой, как экономика, я поставила следующие
задачи:
• Дать понятие, что такое экономика.
• Раскрыть роль экономики в жизни людей.
• Показать, что человеку нужны определенные условия и средства существования.
• Познакомить детей с экономической деятельностью.
• Сформировать представление об экономических ресурсах и экономическом продукте.
• Показать личную связь ребенка с экономикой.
Занятия по экономике можно проводить в различных
формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы,
экскурсии, экономические викторины. Прежде всего, я создала в группе
пред¬метно-развивающую среду — то пространство, в котором ребенок живет
и развива¬ется. На видном месте, на полке, расположила карточки с
экономиче¬скими понятиями, положила экономическую карту, по которой
дети любят путешествовать. Здесь же поста¬вила кукол — гнома Эконома и
царицу Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые
сложные понятия («потребности», «ресурсы», «товар» и т.д.). На стене
повесила «экономическое дерево» с необычными листочками: «услуги»,
«товары», «бартер» и др.
Кроме задач, я предлагаю детям много интересных и
познавательных заданий: ребусы, головоломки, проблемные ситуации,
загадки на темы экономики. При изучении новых тем и при закреплении
старых мы активно используем элементы теории решения изобретательских
задач: дети определяют различные потребности человека, животных,
растений, используя морфологические таблицы, фантастические гипотезы,
игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно».
Особенно любимы детьми «практические занятия».
На¬пример, во время экскурсии в разные магазины дети увидели, что у
каждого продавца есть свое рабочее место, инструменты и оборудование.
Отметили, как оформлены витрины, рассмотрели ассортимент товаров с
ценниками, проследили за процессом купли-продажи, а затем, конечно, с
разрешения родителей, сделали свои первые покупки. Посещение рынка
рас¬крыло его отличия от магазина, специфику купли-продажи (свободные
цены, больше продавцов и покупате¬лей, возможность поторговаться с
продавцом). Обсуждая в группе, чем отличается про¬дажа товаров на рынке
от продажи товаров в магазине, ребенок познает такие экономические
явления, как торг, конкурентность, свободные цены.
Очень заинтересовали ребят и рекламные игры. Они
наперебой рекламируют лучшие товары, подчеркивая их привлекательный
внешний вид, многофункциональность, пре¬имущества. Даже когда в
качестве «объекта» были предложены бывшие в употреблении, имеющие не
очень привлекательный вид игрушки, дети придумали рекламу о том, как
по-другому можно их использовать в деле.
Путешествие моих воспитанников в сложный мир
экономики только начинается. Но уже сейчас, наблюдая за их играми, я
могу сказать, что наше «досрочное» знакомство с экономикой не проходит
впустую. Дети узнали о новых профессиях, могут рассказать о них; у
ребят обогатился словарный запас, связанный с областью экономики,
трудовой деятельностью. Появились здоровый интерес к деньгам, осознание
правил их честного приобретения, взаимосвязь понятий «труд — деньги»;
понимание факта купли-продажи: не все можно купить сразу. Дети учатся
честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища,
проигрывать и не бояться проигрыша, начинают бережнее относиться к
игрушкам и учебному материалу.
Игры, предложенные в книгах А.А. Смоленцевой
«Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику», а также Е.А.
Курак «Экономическое воспитание дошкольников», И.А. Сасовой «Экономика
для младших школьников», я адаптировала для детей среднего дошкольного
возраста. Вот описания некоторых из них.
Игра «ХОЧУ И НАДО»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию —
«хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и
приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал: карточки, на которых изображены
дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед,
сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и
т.п.; игровое поле.
Игра «ГДЕ ПРИГОДИТСЯ»
Цель: уточнить использование данного продукта.
Правила: соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся.
Материал: слева на карте изображены растения, справа — готовые блюда.
Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь
Справа:гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло,сок.
Игра «КТО ЧТО ПРОИЗВОДИТ»
Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.
Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.
Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш.
Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.
Игра «КОМУ ЧТО НУЖНО»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий и орудий труда.
Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач.
швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля.
Игра «КУПИ ДРУГУ ПОДАРОК»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить
стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит
за товар соответствующую цену.
Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
Игра «КОПИЛКА»
Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.
Правила: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.
Материал: «копилки» и монеты разного достоинства.
Светлана Николаевна ШУРМАНОВА
воспитатель ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 23» г. Омск Лучшие экономические игры для мальчиков и девочек
Скачать "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИГРЫ в работе с дошкольниками" бесплатно, без регистрации
Сценарии и материалы по теме:
Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями
|