Немеркнущий подвиг народа - сценарий праздника для студентов
Оформление:
В фойе и в аудиториях школы размещаются стенгазеты, оформленные
специально к этому празднику, плакаты с поздравительным текстом, а
также портреты известных российских полководцев, военачальников, героев
двух Отечественных войн — 1812 г. и 1941—1945 гг. Перед началом
праздника в актовом зале звучит музыка военных лет.
На сцену выходят юноша и девушка, и на фоне кадров из военной кинохроники читают стихи.
Ученица:
Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
Ученик:
Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?
Ученица:
Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни —
Радость работы на мирной, счастливой земле.
Звучит песня о Родине.
Ведущий:
Дорогие друзья, студенты и
преподаватели колледжа, уважаемые гости (это — ветераны Великой
Отечественной войны, Герои России или просто представители военной
профессии).
Сегодня у нас с вами и всех жителей России большой праздник — День
защитника Отечества! Поздравляем Вас! Этот праздник непосредственно
связан с историей нашего государства, нашего народа, и поэтому мы
предлагаем всем сегодня еще раз перелистать страницы нашей истории и в
очередной раз убедиться, как самоотверженно защищали Отечество наши
далекие и не очень далекие предки.
Ученица:
Живем мы посреди большой России,
Средь городов, лесов, озер, полей,
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить —
И нам порой так нужно оглянуться…
Звучит старинная русская музыка и на ее фоне продолжается чтение.
Ученик:
Русь моя, любимая Русь!
Смотрю на тебя, безбрежную,
То лиственную, то снежную,
Смотрю и не насмотрюсь.
Величаю тебя опять,
Дорогая земля былинная, —
Славлю каждую высь и пядь, -
Любуюсь полями, долинами.
Славлю каждую тропку твою,
Славлю раннюю зорьку каждую,
С неустанной душевной жаждою
Светлый стих из ромашек вью…
Ведущий:
Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас
неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет»
перед вашими глазами.
Ученица:
Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все
дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые,
душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на
своей земле от зари до зари и слагали о ней песни… водили хороводы…
Исполняется русская народная песня (или звучит запись).
Ученик:
Да, хороши наши русские песни, Однако предки наши умели не только песни
петь, но и землю свою от ворогов защищать, а их-то у нашего народа было
немало.
Ученик:
Представим себе год 1237. Монгольский хан Батый собрал огромную армию и
перешел Волгу. Захвачены и разорены многие русские города и поселения
(Рязань, Владимир, Киев). Несколько веков подряд Русь была порабощена
Золотой Ордой. Долгим и мучительным было время монголо-татарского ига,
и потому чтит наш народ тех безвестных героев, которые одержали победу
в битве на поле Куликовом.
Вопрос:
Кто из присутствующих может назвать дату Куликовской битвы?
Ответ:
1380 год.
Ученица:
Чем старше ты, матушка Русь,
Тем все больше глядишь моложавою,
Счастлив я, что с такою державою
В самом близком родстве нахожусь.
Ученик:
Пока монгольский хан Батый собирал на юго-востоке свою армию, шведские
и немецкие феодалы на севере тоже решили захватить наши прекрасные
русские земли, Однако им это не удалось. Молодой князь Александр
Ярославович в 1240 году сокрушил шведов на реке Неве, за это его и
прозвали Александром Невским, а через два года — 5 апреля 1242 года на
льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, где были разбиты и
немецкие рыцари.
На экране — фрагмент к/ф «Александр Невский».
Ученик:
А теперь представим себе XVI век. Был
у нас такой царь Иван Васильевич. За суровый нрав прозвали его Грозным.
(Демонстрируется иллюстрация с изображением Ивана Грозного).
Однако история не умалчивает того факта, что вся политика Ивана IV
Грозного была направлена на то, чтобы укрепить границы нашего
государства, получить выход в Балтийское море. Но задача эта была
непростой, и решена она была только при Петре I (демонстрируется его
портрет).
На экране — фрагмент к/ф «Россия молодая», или «Северная война».
Ученица:
Не только к Балтийскому, но и к Черному морю получила Россия выход при Петре I.
Звучит музыка.
Ученик:
Перевернем еще одну страницу нашей Российской истории. Год 1812… К
этому времени Россия стала уже могущественным государством. Имена
многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов,
Радищев, Кулибин, Фонвизин, Боровиковский, Левицкий, Баженов и др. К
нам стали приезжать и европейские деятели искусства.
Звучит музыкальное произведение XIX века (желательно на скрипке или фортепьяно), если нет — фонограмма.
Ученица:
Все было бы хорошо, однако 12 июня 1812 года император Франции Наполеон
во главе своей 600-тысячной армии напал на Россию. Началась
Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба…
Однако Россия могла тогда противопоставить Франции только 230 тысяч
человек.
Вопрос:
Какое самое знаменитое сражение произошло в период Отечественной войны 1812 года?
Ответ:
Это было Бородинское сражение — 26 августа 1812 года.
В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников
нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132
тысячи человек, а у врага — 135 тысяч. Бородинское сражение было
решающим в период войны 1812 года и через некоторое время Наполеон, уже
возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел свою
армию из России.
Чтец читает отрывок из стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова.
Ученик:
От войны 1812 года до Великой Отечественной войны 1941—1945 годов
страна наша пережила много всяких испытаний. Это были годы великих
свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания
померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных
людей неожиданно.
Звучит светлая инструментальная музыка и на ее фоне читаются стихи.
Ученица:
Была жизнь прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего -
Гляди на нее, да любуйся в оба!
Была жизнь прочна и богата:
С затылка до пят — золотой водопад,
Без примеси суррогата!
Были матчи футбольные яростными,
Нежнейшие ноты выстраивал Ойстрах.
Бойченко ставил рекорды брассом.
Вся жизнь простиралась чудесным рассказом!
И радости эти живили всем чувства,
И жить помогали и спорт, и искусство!
Заводы росли, а люди мужали,
И Северный полюс перелетали!
И Волгу с Москвой, обменявшись грузами,
Связали удобными, прочными узами!
Была жизнь, прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего —
Смотри на нее, да любуйся в оба!
Музыка постепенно стихает.
Ведущий:
А по ту сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью Европу,
насаждая «новый порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия.
Падение Парижа потрясло мир! Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали
города. Военная мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и
вскоре ее острие оказалось направленным на нашу страну…
Включается 7-я симфония Шостаковича, которая затем сопровождает следующий текст.
Завтра рощ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса…
Это все только завтра случится,
Через 24 часа…
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки…
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось…
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
Музыка звучит громче, и включается отсчет времени — это усиленный стук метронома или другой равномерный стук.
Ученики:
1-й ученик:
Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны.
2-й ученик:
Запричитала, застонала вся земля наша.
3-й ученик:
Заголосила раненая Родина.
4-й ученик:
И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери.
5-й ученик:
Разные у них были имена и разные национальности.
6-й ученик:
Но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали ее на одном великом поле битвы.
7-й ученик:
Проливали ее за спасение одной общей своей Родины!
8-й ученик:
Глубоко возмущенные вероломным нападением и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов.
9-й ученик:
Добровольцы осаждали помещения военкоматов.
Звучит песня или мелодия: «Вставай, страна огромная!» Александрова — «Священная война».
Чтецы (продолжают).
Шли на фронт от мала до велика. Шли вчерашние школьники, почти такие же мальчишки и девчонки, как мы!..
Она:
Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год!
Он:
41-й — он был жестоким,
Чтобы вражеский смять размах,
Шли мальчишки, зажав винтовки
В неумелых еще руках!
Она:
Качается рожь не сжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней!
Нет, то горят не хаты —
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней!
Он:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые!
Где перестуки эшелонные
И извещенья похоронные!
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно
Высоко. И погорельцы, погорельцы
Кочуют с Запада к Востоку…
Она:
Как это было, как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!..
Ведущий:
Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях люди удивительной судьбы, чья
молодость совпала со временем великого всенародного испытания, войной с
фашистскими захватчиками.
Представляют присутствующих ветеранов, дают им слово.
Ученица:
Восходят рассветы, сгорают закаты,
Не знает, не ищет земля тишины.
В трудах и тревогах седеют солдаты —
Герои давно отгремевшей войны.
Прошли эти люди сквозь громы и пламя,
Но молодо сердце и руки сильны,
Гуляют с внучатами в солнечных парках
Герои давно отгремевшей войны.
В лучистом цвету неоглядные дали,
И песни звенят на просторах страны,
И песни, и солнце в боях отстояли
Герои давно отгремевшей войны.
Звучит мелодия военной песни.
Ведущий:
Дорогие ветераны, дорогие наши защитники Отечества, поздравляем вас с большим праздником и просим принять в подарок наш концерт.
Концертная программа.
Скачать "Немеркнущий подвиг народа - сценарий праздника для студентов" бесплатно, без регистрации
Сценарии и материалы по теме:
Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями
|