Сценарии летних забав, праздников, мероприятий для летних оздоровительных и пришкольных лагерей. Праздник закрытия смены в летнем лагере, Праздник Нептуна, сценарии театрализованных конкурсно - игровых программ, Открытие лагерной смены, Праздник знакомства новой смены с лагерем, Примерные советы Вожатому, законы лагеря, уголок отряда, распорядок дня, названия отрядов и их девизы.
Письма с фронта, или Говорят погибшие герои Урок внеклассного чтения в 4 классе, посвященный Дню Победы
Письма с фронта, или Говорят погибшие герои Урок внеклассного чтения в 4 классе, посвященный Дню Победы Цель урока - воспитание патриотизма и чувства благодарности людям, отдавшим жизнь за свободу Родины. Задача урока - приобщать учащихся к поисковой работе по сбору материала к очередной годовщине Победы и развивать умение обобщить собранный материал и пре поднести его товарищам. Учитель. Что такое война? Кто вершил Победу? О чем думали солдаты, идя в бой? В чем величие Победы? На все эти вопросы мы должны получить ответы, заслушав отчеты каждой поисковой группы, готовившей сообщения по письмам, найденным в книгах и газетах, по материалам школьного музея краеведения, по «живым» письмам с фронта, хранящимся в семьях погибших героев войны. (Заранее класс делится на группы, каждая группа получает задание.) А сколько их погибло, не вернулось с полей сражений? Ученик читает отрывок из поэмы Егора Исаева «Суд памяти». Вы думаете, павшие молчат? Конечно, да - вы скажете. Неверно! Они кричат, пока еще стучат Сердца живых и осязают нервы. Они кричат не где-нибудь, А в нас. За нас кричат. Особенно ночами, Когда стоит бессонница у глаз И прошлое толпится за плечами. Они кричат, когда покой, когда Приходят в город ветры полевые, И со звездою говорит звезда, И памятники дышат, как живые. Учитель. Да, ребята... Давно нет в живых ваших прадедов, участников войны, но в памяти нашей они живы. Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы часто вспоминают их, чувствуя их думы, мысли, желания. Давайте себе представим разговор с теми, кто уже никогда не придет к нам. Ученики читают стихотворение М. Лисянского. Ученица. Скажите нам, солдаты, Что вам всего родней? Голос (запись). Земля отцов и дедов И красный флаг над ней. Ученица. Скажите нам, солдаты, Что вам всего милей? Голос. Безоблачное небо Над жизнью матерей. Ученица. Скажите нам, солдаты, Что нужно вам сейчас? Голос. Чтоб те, кого любили мы, Любили тоже нас. http://www.bibliodetstvo.org.ru Учитель. Памяти тех, кто свою жизнь отдал в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, мы и посвящаем наш сегодняшний урок внеклассного чтения. По письмам героев войны мы попытаемся ярче представить себе, что такое война, попытаемся иными глазами взглянуть на тех участников войны, с которыми мы встречаемся в родном селе, на тех, в память о ком воздвигнут Обелиск Славы в нашем школьном парке. Выступает поисковая группа, работавшая с книгами и газетами. 1-й ученик. Наша группа нашла интересную книгу «Говорят погибшие герои». Эта книга – последние слова тех, кто заплатил своей жизнью за свободу Родины. Это завещание погибших живым. Вот некоторые фрагменты этой книги. В соседней с нами Ульяновской области до войны жил и преподавал в ульяновском техникуме Дмитрий Андрианович Петраков. Человек он был мягкий, лиричный, но твердый духом. Он ушел на фронт на второй день войны. Сначала был агитатором политотдела дивизии, а потом комиссаром полка. Воевал на Сталинградском фронте, был контужен, лежал в госпитале. Очнувшись от контузии, он написал короткое письмо своей дочурке с рассказом о последнем бое. Вот оно. «18 сентября 1942 г. Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв... василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных населенных пунктов, где они убивают и топчут ребят... Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе непонятно, мама объяснит...» Вот за что воевали солдаты: они защищали своих родных и близких, свою Родину. После Сталинграда Петраков воевал под Орлом, где он и пал смертью храбрых. 2-й ученик. Нельзя забывать людей, которые шли на смерть за свободу Родины. В Центральном музее Советской Армии хранится комсомольский билет и предсмертное письмо- завещание 19-летнего бойца Чурсина. Вот строки из него: «Иду в бой с полным сознанием поставленной задачи. И если я погибну, то знаю, что отдал жизнь за Родину. Прошу боевых друзей не останавливаться, пока не увидят стен Берлина». Юноша погиб в этом бою, друзья похоронили его, а на его комсомольском билете написали: «16 апреля 1945 г.». Его завещание товарищи выполнили с честью - Берлин был взят! 3-й ученик. Наши солдаты гибли за то, чтобы советские дети не испытывали таких ужасов, как 15-летняя белорусская девочка Катя Сусанина, которую взяли в плен и заставили батрачить на фашистов. Вот выдержка из ее большого предсмертного письма. «Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец, - покарай немецких кровопийц! Это завещание твоей умирающей дочери. ...Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы меня не запугаете битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот... Если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мои остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь: у меня отбили легкие... Что толку, что мне исполнилось 15 лет? Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают. Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю 2 раза в день в корыте с Розой и Кларой - так зовут хозяйских свиней... Мне один раз Клара чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку... Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и http://www.bibliodetstvo.org.ru бросали в подвал... Я не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить! Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать». Незадолго до отъезда барона со всеми своими рабами в Германию доведенная до отчаяния Катя в день своего 15-летия покончила жизнь самоубийством: уж если умирать, то лучше на родной земле. Ее письмо не дошло до отца, но оно было напечатано в газете «Комсомольская правда» 27 мая 1944 года. Выступает поисковая группа, работавшая в школьном музее краеведения. 4-й ученик. Наша поисковая группа работала в школьном музее краеведения, где нашла материал и по теме нашего урока. Есть в музее и сведения об известном нашем земляке-герое Иване Васильевиче Панфилове, который еще в годы Гражданской войны воевал под командованием Чапаева. В годы Великой Отечественной войны он воевал лишь с июля 1941 года по 19 ноября 1941 года: во время боя он был убит осколком мины. Его письма с фронта жене говорят о безграничной любви к Родине, о вере в Победу, о благородстве души и самоотверженности. Он писал своей дорогой Мурочке - так называл он жену - о своей радости: в газетах много пишут о героических делах бойцов и командиров его части, которых он сам называл патриотами, которые бьются, как львы. «В сердце каждого из них одно - не допускать врага к родной столице, беспощадно уничтожать гадов. Смерть фашизму!» Он сообщал жене о своей высокой награде - третьем ордене Красного Знамени. Иван Васильевич был уверен, что скоро их дивизии присвоят звание гвардейской. Он спрашивал, как живет его семья, как идут дела. Посмертно Панфилову присвоено звание Героя Советского Союза. 5-й ученик. В уголке внеклассного чтения мы пометили интересный материал - пожелтевшую газету со статьей «И за будущее дочки...». Это статья о другом нашем земляке - Герое Советского Союза Василии Георгиевиче Клочкове, чьи слова звучат как песня: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» В своем письме домой Василий Георгиевич писал: «Настроение прекрасное, тем более что я всем детям обещал поболь- ше побить фашистов. Для их будущего, для своей дочки я готов отдать всю кровь, каплю за каплей». И он отдал ее на заснеженном подмосковном поле разъезда Дубосеково, где вместе с ним 28 панфиловцев отбивали атаку 50 немецких танков, пытавшихся прорваться к Москве. Учитель. Читая письма военных лет, понимаешь, что легко на войне не было никому. Все сознательно шли на смерть ради Победы. Но в письмах домой бойцы писали, что все у них хорошо, что они отомстят фашистам за все, интересовались домашними делами, друзьями, родными. И нам с вами повезло: мы можем подержать в руках и почитать настоящие фронтовые треугольники - письма, которые, как великую реликвию, драгоценность, хранят в семье Поповой Нины Павловны - дочери погибшего на фронте воина Сидорова Павла Васильевича. С содержанием этих писем нас знакомит третья поисковая группа. 6-й ученик. Мы прочитали в семье Поповых несколько настоящих фронтовых писем, но особенно нам запомнились вот эти строки: «Живем на фронте исключительно одной мыслью - как можно скорее разгромить всем ненавистного врага, посягающего на нашу радостную и счастливую жизнь. Пусть знают враги, что час расплаты приближается. Пусть это дорого обойдется нам, но победа будет наша!» В другом письме Павла Васильевича мы читаем: «Дорогие Вера и Ниночка! Пишите мне письма и опишите все: как в колхозе идут дела; какая стоит погода; виды на урожай полей и огородов; что ты имеешь на огороде; твое и Ниночкино здоровье; где работаешь и живешь; кто дома, кого взяли в армию, кто пришел и т. д.» Учитель. Больше всего, ребята, трогают строки писем Павла Васильевича Сидорова, где он тепло и нежно пишет о своей дочери, о своих переживаниях о ней. Послушайте. «Больше всего беспокоюсь о состоянии здоровья дорогой Ниночки. Вера, целуй ее чаще за меня, а когда укладываешь спать, то обязательно и ежедневно говори: «Спокойной ночи за http://www.bibliodetstvo.org.ru папу», - после этих слов целуй, как я всегда целовал Ниночку. Боюсь, что Ниночка забудет меня, поэтому я прошу воспроизводить на досуге все это, чтобы она не забывала меня...» И заканчивается письмо словами: «Смерть немецким оккупантам!» Так оно и вышло: гитлеровские планы не оправдались, советский народ оказался непобедимым, и вот уже в 61-й раз мы отмечаем день нашей Победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны и чтим память тех, кто ковал эту Победу. Давайте почтим минутой молчания тех, кто жизнь свою отдал в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. (Минута молчания.) Мое искреннее желание, чтобы в сердце каждого из вас зажегся огонек благодарности всем защитникам Родины, чтобы вы глубже осознали значимость нашей Победы и проявили максимум внимания живущим среди нас ветеранам, став активными участниками акции «Забота». Педагогическое творчество №1 2006
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума. Мы постараемся Вам помочь.