Сценарии летних забав, праздников, мероприятий для летних оздоровительных и пришкольных лагерей. Праздник закрытия смены в летнем лагере, Праздник Нептуна, сценарии театрализованных конкурсно - игровых программ, Открытие лагерной смены, Праздник знакомства новой смены с лагерем, Примерные советы Вожатому, законы лагеря, уголок отряда, распорядок дня, названия отрядов и их девизы.
«Был трудный бой…» Урок памяти для детей 9 – 12 лет
О. В. Миколайчук, сотрудник библиотеки-филиала №5, г. Черногорск, Республика Хакасия. «Был трудный бой…» Урок памяти для детей 9 – 12 лет Оформление: Плакат — Была война. «Была Победа», книжная выставка «Который раз цветет садами для нас победная весна», выставка иллюстраций, аудиозаписи военной музыки и песен, карта мира. Действующие лица: Ведущий (1) - (3), чтецы (1) - (4). (Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача.) Ведущий (1): 22 июня 1941 года рано утром без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину. После мощной артиллерийской подготовки и массированных ударов авиации немецкие сухопутные войска начали атаку по всей протяженности советской границы. Началась Великая Отечественная война. Ведущий (2): Но сначала давайте уточним, что за враг напал на нашу землю, какая ей угрожала опасность. Что вы об этом знаете? (Ответы детей.) 1933 год. К власти в Германии приходят фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Что такое фашизм? Фашисты уничтожали всех, кто думал иначе, чем они. В борьбе за чистоту расы они истребляли цыган и евреев. Сначала им запретили посещать общественные места (библиотеки, клубы, кафе, кинотеатры и т. д.), работать врачами, учителями и т. д., детям запретили учиться. Затем гитлеровцы стали загонять евреев в гетто, уничтожать в концлагерях. Гитлер хотел установить мировое господство немецкой нации, считал, что истинные арийцы (так фашисты себя называли) лучше, умнее всех других народов, которых они считали недочеловеками. Он приказал из каждых 100 человек славян (к ним относятся поляки, русские, украинцы,белорусы) 75 убить, а 25 — оставить для того, чтобы превратить их в рабов, которые будут работать на фашистскую Германию. К началу войны с Россией к Германии были присоединены Австрия и Чехия; в союзе с ней находилась фашистская Италия. Молниеносными ударами были завоеваны Польша, Дания, Норвегия, Люксембург, Бельгия, Голландия, Франция, Югославия, Греция. Гитлер полагал, что Советский Союз будет разгромлен в течение нескольких недель. Ведущий (3): Гитлер подчеркивал: «Нам недостаточно разбить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Киев. Мы должны стереть с лица земли эту страну... Л имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви». Ведущий (1): Немецкими генералами был разработан план «Барбаросса», который предусматривал разгром Советского Союза за три месяца одним громовым ударом. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино. Ведущий (2): Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости. Красноармейцы самоотверженно сражались даже в безнадежной обстановке. Вот строки из дневника немецкого генерала: «...русские всюду сражаются до последнего человека... Были случаи, когда гарнизоны взрывали себя вместе с дотами, не желая сдаваться в плен». В Брестской крепости осталось менее двух стрелковых полков, но они смогли задержать целую немецкую дивизию почти на месяц. Чтец (1): Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней. Его везли из крепости, http://www.bibliodetstvo.org.ru 2 из Бреста, Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет. Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал... Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца, Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца... К. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» Ведущий (3): К осени 1941 года под Смоленском советским войскам впервые удалось остановить немцев, заставить их перейти к обороне. Но вскоре гитлеровцы продолжили наступать в глубь страны, они приближались к Ленинграду, Одессе, Киеву. Ведущий (1): Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Фашисты окружили город и были уверены, что «скоро ленинградцы сдадутся. Продуктов у них осталось на несколько дней. Город в блокаде». 28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом враги захватили железные дороги на подступах к городу. Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи могли подвезти продукты. В ноябре наступили морозы, озеро замерзло. Ленинградцы получали в день 125 граммов хлеба, небольшой кусочек, больше никаких продуктов. К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод». Люди слабели, едва двигались, некоторые умирали. Ведущий (2): Школьнице Тане Савичевой было одиннадцать лет. Жила она в большой семье. Вот страницы из ее дневника: «Женя умерла 28 декабря в 12.30 ч. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г. Мама 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти ее было уже невозможно. Ведущий (3): Город продолжал голодать. Но когда лед на Ладожском озере замерз, по нему стали возить продукты на машинах, которые двигались медленно, кабины были открыты, шоферы внимательно всматривались в трещины на слабом льду. А враг обстреливал и бомбил Дорогу жизни с самолетов. (Ведущий (1) читает отрывок из книги Н. Воскобойникова «Девятьсот дней мужества».) Ведущий (2): Постепенно лед на Ладоге затвердел. И с 25 декабря ленинградцы начали получать больше хлеба: рабочие по 350 граммов, все остальные — по 200. Появилась надежда: выживем! Ведущий (3): На захваченных территориях гитлеровцы грабили и угоняли советских граждан на принудительные работы в Германию, в концлагеря, в которых оказывались и дети. У них брали кровь для немецких солдат, травили газом «циклон», сжигали в крематории. Бывало, что немцы уничтожали целые деревни. Символом таких преступлений стала белорусская деревня Хатынь, где 22 марта 1943 года каратели расстреляли и сожгли заживо 149 http://www.bibliodetstvo.org.ru 3 человек, половина из них — женщины и дети. Ведущий (1): В годы Великой Отечественной войны на территориях, захваченных немцами, действовали партизанские отряды. Они уничтожали железнодорожные и шоссейные мосты, поджигали склады боеприпасов, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров. Ведущий (2): Не счесть бед, не измерить горя, которое принесли нашему народу фашистские оккупанты. Война была жестока и страшна не только для взрослых, которые шли защищать Родину, дом, своих детей. Бывало нередко и такое, когда на смерть шли мальчишки... Чтец (2): Мужали дети на войне, Не по годам взрослели рано. Глазенки их в сто раз больней Солдатам души жгли, чем раны... ...Коль воля мне была б дана, Тем детям, что войну видали, Ну, может быть, не ордена, Но «За отвагу» б дал медали! А. Иванов. Мужали дети на войне Ведущий (3): Эти ребята, ваши сверстники, мальчишки и девчонки, на долю которых выпало защищать Родину. Многие из них погибли: Ваня Федоров — при обороне Сталинграда; Боря Цариков, Хамид Шаваев, Нина Куковерова, Николай Гойщик — были разведчиками, неуловимыми связными, проводниками, подрывниками, отличными стрелками, выполняли самые опасные задания. Чтец (3): Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей. Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду ведрами — не труд. Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют... Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперед. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И черт его поймет, откуда бьет. Тут угадай-ка, за каким http://www.bibliodetstvo.org.ru 4 домишкой Он примостился, — сколько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: Чтец (4): - Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду... — Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу. Что ж, бой не ждет. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырем. Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даем. И эту пушку, заодно с расчетом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. Чтец (1): Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шел большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал... Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить. А. Твардовский. Рассказ танкиста Ведущий (3): Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Германия накопила на Московском направлении очень крупные силы: 78 дивизий, полностью укомплектованных техникой и боеприпасами, целый миллион солдат! Планы захватчиков провалились. Отступая, генерал-полковник Гудериан сокрушенно скажет: «Прав был Фридрих Великий — русского солдата надо дважды застрелить и еще после толкнуть, тогда он, может быть, упадет». Красная Армия в битве под Москвой впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение гитлеровским войскам. Ведущий (2): В августе 1942 года началась гигантская Сталинградская битва, которая http://www.bibliodetstvo.org.ru 5 переломила ход всей войны. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Советские войска погнали врага с родной земли. Ведущий (3): Стремясь изменить ход войны, гитлеровцы начали наступление в районе города Курска. Двинули в бой новые тяжелые танки «Тигр» и «Пантера». Развернулось небывалое по масштабу танковое сражение — Курская битва (в нем участвовали 1200 машин), которая закончилась победой Красной Армии. Ведущий (1): Четыре долгих года длилась Великая Отечественная война. Утром 9 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Этот день стал праздником Победы. Народам Советской страны Гитлер готовил страшную участь, но жестоко просчитался. Именно Россия сломала хребет его «непобедимой» армии. Правда, Победа досталась нам дорогой ценой. Война унесла почти 28 миллионов жизней советских людей. Но мы не только выстояли в этой жестокой войне, но и разгромили фашизм, потому что война была всенародной. На защиту Родины поднялись все: мужчины, женщины, старики, дети. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба за линией фронта, почти круглосуточный неустанный труд в тылу — вот чем была завоевана эта победа. В заключение хотелось бы напомнить слова Ю. Тюрина из книги «Два парада»: «Дорогие отроки и девочки, и вы — совсем маленькие! Запоминайте этих грозных и очень добрых людей, избавивших вас от кнута и виселицы, от газа «циклона» и печки со страшным красным глазом, от изуверских фашистских вивисекций и от горьких, всегда таких неслышных детских слез». Чтец (1): Кладбище. На плиты доломита Вечер опустился. Ветер замер В полных мрака тяжких ветвях липы. Смотрит мать печальными глазами, Как ее мальчишка-несмышленыш К вечному огню ладошки тянет. Греет он озябнувшие руки. Ничего-то он еще не знает, Ни о том, как бомбовые люки Зев свой над землею раскрывают, Ни о том, как города горят. Что ему? Согрелся он и рад. Грей, малыш, тяни свои ладони, Ничего еще ты не узнал. Но про этот ты огонь запомни: Он горит, чтоб ты не замерзал. Язел Османис. Вечный Огонь (Звучит песня «День Победы» (муз. Д. Тухманова, ел. В. Харитонова.) //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки № 3 2007 Проведение любых праздников
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума. Мы постараемся Вам помочь.