Всем известно, что дети обожают сказки. И моя дочка
— не исключение. Ей с очень раннего детства нравилось слушать, когда я
читала или рассказывала сказки на ночь.
Потом началось увлечение мультфильмами и кукольными
постановками — в театре и дома. И, наконец, после трех с половиной лет
наступил момент, когда дочка САМА начала придумывать и фантазировать.
Абсолютно любые предметы и вещи, предназначенные для конкретных
взрослых целей, стали отправляться в сказочные путешествия. Выглядело
это довольно забавно. Скалка и терка приходили друг к другу в гости и
шли освобождать от злой волшебницы заколдованный половник. Ведь вполне
возможно, он и был прекрасным принцем…
Мне было очень интересно слушать детские фантазии.
Но все активнее и активнее дочка подключала к ним и меня. "Расскажи ПРО
НИХ сказку!" — раздавалось по нескольку раз на дню. Они — это было все,
что угодно! Мягкие игрушки, кубики или просто полоски цветной бумаги…
Как сходу придумаешь сказку про цветную бумагу? А если на следующий день снова просят, и снова про нее?
Еще одна трудность заключалась в том, что
персонажей и сюжет выбирал сам ребенок. А мне приходилось следовать за
детской мыслью, угадывать, добавлять что-то свое, не противореча при
этом замыслу маленькой сказочницы.
В конце концов я задалась вопросом: как же
разыграть сказку, что придумать, чтобы ребенку каждый раз было
интересно? И как не дать исчерпаться своей фантазии?
Ведь чаще всего поворот был довольно неожиданным.
Например, дочка увидела на небе месяц и звездочку и сразу попросила:
"Расскажи, как они подружились". Правда, сюжет развивался только по ее
собственным правилам, поэтому девочка бурно протестовала, если я
включала, например, еще одного героя, или не того героя, или не тогда
включала… Опыт показал, что с этой выдумщицей лучше не спорить (уж
очень она расстраивалась), а задавать уточняющие вопросы "по ходу дела"
или использовать незаконченные предложения — чтобы ребенок сам их
заканчивал, давая следующую отправную точку. Например:
- И тогда пришел…
- Жираф!
- Да, жираф. И говорит жираф обезьянке: "Давай играть…
`- …в прятки"!!!
Вообще, зверушки — самые любимые сказочные герои,
про них придумывать можно бесконечно. Но "подпитать" фантазию иногда
могут самые неожиданные вещи. Для нас такой "неожиданностью" стала
детская карта мира — большая географическая карта, с материками и
странами, океанами и морями и со всеми животными, обитающими на земле.
Каждый вечер сама собой рождалась новая сказка про кашалота, акулу,
броненосца и лемура. Мы находили их на карте, смотрели, кто живет
рядом, придумывали приключения.
Причем, я заметила, что ребенку одинаково интересны
не только собственно сказки, с волшебными превращениями, с добрыми и
злыми персонажами, но и ИСТОРИИ. Не поучительные и воспитательные, а
просто истории — умиротворяющие, добрые и нежные. Какие-то приключения,
интересные находки, разговоры, описание игры, приготовление вкуснейшего
пирога, какая-то работа… Кстати, и разнообразная информация
запоминается гораздо лучше, если она как-то обыгрывается, участвует в
сказке. Именно так мы освоили рецепт приготовления запеканки — потому
что ее пекли слоненок и верблюжонок, пекли играючи, сначала забыв, а
потом вспомнив о муке и сахаре. Зато теперь мой ребенок никогда не
путает ингредиенты.
Кстати, совсем необязательно, чтобы главные роли
исполняли именно животные. Так у нас была запрошена сказка про две
ложки или две конфеты! И тогда на помощь фантазии пришла идея
превращений. Бумага и ложки легко превратились в лодочки. К ним,
правда, потребовалось сделать море, волны и рыбок. А в следующий раз
они стали самолетиками. Но и лодочки, и самолетики вели разговоры,
попадали в сказочные ситуации и искали выход из сложных положений.
А еще очень удобно оказалось переносить место
действия сказки в пластилиновую страну! В ней персонажи меняли цвет,
форму, да и содержание, превращались в кого-то другого, появлялись из
ниоткуда по ходу действия сказки… Почти так же, как в известном
мультфильме про пластилиновую ворону.
Но самой замечательной идеей оказалось включение в
ежедневные сказки-истории так называемого "сквозного героя" — героя,
который каждый день либо рассказывает очередную сказку, либо сам
становится ее главным персонажем. У нас с такой задачей прекрасно
справился Слоненок. Ведь, кроме всего прочего, присутствие сквозного
героя создает у ребенка ощущение постоянства, стабильности. Наподобие
ежевечерней колыбельной, которую дети просят спеть несколько раз
подряд...
Например, в моем детстве таким ежедневным сказочным
персонажем был гномик Гоша. Приходил он поздно-поздно ночью, я его
никогда не видела, но каждый вечер строила ему домик из конструктора,
кроватку, где он мог бы спать, и обязательно писала ему письмо. Он
исправно отвечал и иногда приносил маленькие подарочки… Игра в эту
сказку продолжалась несколько лет, даже когда я пошла в школу. И
родители до сих пор хранят мои первые письма маленькому гномику…
Когда взрослый придумывает сказку для своего
ребенка, у него появляется уникальный шанс внушить своему малышу что-то
важное, рассказать именно о том, что его волнует. Ведь замечено, что с
помощью притч и иносказаний понимание приходит быстрее и легче… Ребенок
все равно сможет уловить скрытый смысл и запомнит его гораздо лучше,
чем после сотни нравоучений. Поэтому в сказку легко можно вставить
непридуманную историю — скажем, из области отношений между детьми или
между родителями и детьми. В моем случае родители могли вложить свои
мысли в письма от гномика Гоши, мнение которого для меня было очень
важно.
В заключение хочется сказать, что иногда бывает
очень интересно представить себе, что все предметы, игрушки и вещи
живут своей жизнью, у каждого — свой характер и проблемы. Иными словами
— посмотреть на мир глазами ребенка. И когда малыш принесет вам две
веточки и попросит рассказать про них сказку, вы уже точно угадаете, о
чем она должна быть…
Скачать "РАССКАЖИ ПРО НИХ СКАЗКУ!.." бесплатно, без регистрации
Сценарии и материалы по теме:
Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями
|