Известно, почему. Едва-едва ходить научишься, а
тебя — раз, и в детский сад волокут. Только более-менее связно слово
"мама" сказать удалось — тут уже и школа окошками светится. Не успело в
голове надежно закрепиться "дважды два — четыре", снова в дорогу, на
сей раз за высшим образованием. С заветными корочками в кармане —
вперед по карьерной лестнице, сумев, однако, заскочить на пару минут в
загс. Вскоре получаешь почетное звание "счастливый родитель"... и
тогда, наконец, наступает время великих открытий.
Теперь-то и выясняется, что многое можно было
выучить на ходу и вовсе не тратить на это драгоценное время. К примеру,
сколько ступенек приходится проходить за день? Немало. А если к
перемещению по лестнице добавить громкий счет от одного до десяти
(двадцати, пятидесяти, ста…) — можно за пару дней обучить ребенка в
возрасте от года и старше считать в прямом и обратном порядке.
Спускаемся на "десять-девять-восемь-семь….", поднимаемся на
"раз-два-три-четыре…". Счет освоили — учим таблицу умножения: "дважды
два, дважды три…"
Математика надоела — дни недели в запасе
"понедельник-вторник…" Неделю прошли — за месяцы беремся. Запомнили и
это — цвета радуги изучаем. Надоели цвета — есть планеты Солнечной
системы… Я еще про алфавит забыла. Не только родной, но и иностранный.
Если вы идете по лестнице собственного дома, договоритесь с соседями и
прочими борцами за чистоту о "наглядных пособиях" — например, цифрах
или буквах, написанных мелом. Если возражений со их стороны не будет —
украсьте подъезд настенными или "ступенчатыми" надписями.
По пути в детский сад тренируем зрительную память.
Игра называется "Найди различия". Играть можно везде и всюду — на
родном дворе, на улице, на автостоянке. Главное — заметить то, чего
вчера не было. Или было, но отличалось от сегодняшнего. К примеру:
"Вчера на этом дереве было три птицы, а сегодня — ни одной", "Вчера
здесь стояла красная машина, а сегодня — две белых и грузовик", "Вчера
еще лежал снег, а сегодня он уже растаял".
Кстати — о растаявшем снеге. Не стоит в разговоре с
маленьким ребенком опрометчиво бросаться фразами вроде "Скоро будет
лето". Это для вас несколько месяцев или недель — очень скоро, для
малыша же это — целая вечность. А "скоро" для него в лучшем случае —
"через пять минут". Однажды моя дочка прождала так прихода лета целый
день. Заведите "Календарь погоды", как на уроке природоведения, и
каждый вечер в соответствующей клеточке помечайте, какой сегодня был
день. Солнечный — рисуем "солнышко", облачный — рисуем "облачко",
дождливый — "тучку", шел снег — "снежинку". На таком "наглядном"
материале гораздо проще будет объяснить, как времена года сменяют друг
друга и когда же наконец придет долгожданное лето.
Процесс обучения можно продолжать где угодно. К
примеру, мы многому учимся, сидя… в ванне. Стены ванной — превосходная
школьная доска. Как правило, они покрыты кафельной плиткой, а на нее
легко наклеиваются картинки, вырезанные из старых, ненужных, но
красочных журналов, о которых давно мечтает помойка, но которые так
жалко выбрасывать. Вот и не надо этого делать, просмотрите их
внимательно, рассортируйте материалы по темам, формам, идеям — и
вперед. Лично мне было ужасно лень и страшно некогда производить
карточки типа домановских, однако у него есть просто великолепные идеи.
То же самое можно сказать и о кубиках Зайцева.
Будет ли от них толк, еще неизвестно, однако идею обучения по складам
тоже можно воплотить, усаживая ребенка в пышную мыльную пену. Прилепите
на плитку листы с написанными МА-МО-МИ-МУ и так далее и во время
купания несколько раз обратите внимание малыша на эти надписи.
Результат не замедлит сказаться! То же самое относится к цифрам и даже
целым словам.
Кажется, у того же Домана была идея обучения счету
по карточкам с точками. Помните, нужно заготовить карточки, поставить
на них красные точки и показывать ребенку ежедневно какими-то сериями
минут по пять. Достаточно хлопотно. А вот если вместо карточки
использовать ту же кафельную плитку, а вместо точек — конфетти,
оставшееся после Нового года, процесс подготовки к обучению существенно
упрощается.
Надо сказать, что конфетти — чудесный материал для
развития не только математических, но и творческих способностей. Имея
конфетти разных цветов, можно создавать интересные картинки-аппликации.
Причем не только на бумаге, но и например… на зеркале, прикрепляя
конфетти водой. Картинка, конечно, недолговечна, но ведь удачный
вариант можно перенести и на полотно (бумажный лист). А "зеркальный
вариант" будет эскизом.
Кстати, именно зеркало и старая ненужная губная
помада помогли мне, когда мое дитя упорно отказывалось изображать на
бумаге хоть кого-нибудь человекообразного. Поставив ее перед зеркалом и
перед фактом, что она уже большая девочка, я вооружила ее тюбиком с
помадой, сделала пробный штрих на ее отражении и уже через пять минут
получила то, чего добивалась несколько месяцев: на зеркале возник
силуэт, отдаленно напоминающий мою девочку. С тех пор рисование на
зеркале стало одним из любимых занятий. Проблема теперь в том, где
взять столько помады и как потом привести зеркало в нормальный вид.
Интересным оказалось и рисование красками по
стеклу. При этом неудачный вариант "картины" легко смывается со стекла
водой, на его месте потом легко изобразить что-нибудь новенькое.
Окончательный вариант "шедевра на стекле" увековечивается на бумаге,
путем прижатия листа к стеклу.
Даже если в планах на вечер у вас значится "большая
стирка" или просмотр любимого сериала, а вовсе не общение с ребенком и
развитие его способностей, не торопитесь отсылать дитя к любимым и
нелюбимым игрушкам. Если вы стираете, вооружите малыша двумя емкостями
с водой, в одной из которых — горячая, в другой — холодная. Покажите,
как в горячей воде вещи стираются, а в холодной — прополаскиваются. В
результате для ребенка получается замечательная ролевая игра из цикла
"Я помогаю маме", а для вас — галочка в графе "Обучение ребенка навыкам
самообслуживания, приучение к труду и логопедическое тактильное
занятие". Насчет последнего не удивляйтесь, потому что воздействие воды
на кожу — это всегда хороший массаж, а чередование горячей и холодной
воды — прекрасное упражнение, по результативности не уступающее
пальчиковой гимнастике.
Чтобы относительно спокойно посмотреть интересную
вам, но не интересную ребенку передачу, создайте в комнате некое
подобие спорткомплекса. Поставьте несколько разнокалиберных стульев
друг за другом, набросайте подушек или одеял, сложив их валиком или
расстелив во всю длину, и объявите игру под названием "полоса
препятствий". После чего наслаждайтесь покоем и относительной тишиной.
|