Однажды в Эрмитажном детском саду произошло
невероятное: на поляне под вековым дубом встретились два племени:
славян и индейцев. И что вы думаете? Оказалось, у них очень много
общего. Дети обменялись похожими игрушками и научили друг друга играть
в свои — тоже сходные — игры. Знахари поделились знаниями о пользе
целебных растений. Ну, а на охоту оказалось сподручнее идти большим
коллективом.
Надежда Александровна считает, что в таких
культурологических играх дети получают возможность проиграть
традиционные мужские и женские роли. Девочки обоих племен ухаживали за
куклами-детьми, следили за домашним очагом, варили еду. Они вместе
танцевали, а потом смотрели на мальчиков, которые, готовясь к охоте,
исполняли воинственные пляски.
Дети привыкают к тому, что люди разных культур
могут по-разному одеваться, танцевать, готовить пищу. Какие-то традиции
очень похожи: гостеприимство, забота о малышах, единство племени и
уважение к старшим свойственны многим культурам. Таким образом, ребята
учатся уважать разные культуры, привыкают нормально воспринимать людей,
которые не похожи в чем-то на них самих, у них возникает интерес к
другой личности.
Организовать такую игру с детьми во дворе или во
время долгих летних каникул на даче посильно любому инициативному
образованному взрослому. В конце концов, можно освежить в памяти
страницы истории — недостатка книг сейчас нет. А запомнится такое
событие на всю жизнь. Изготовление костюмов, украшений, оружия надолго
займет ребят. Попутно они получат много полезной и интересной
информации.
Можно отправиться и в путешествие в Древний мир,
например в "ко–лыбель цивилизаций" — Грецию. Путешествовать можно с
компанией детей от 4,5 лет и старше. Не обойтись без карты или глобуса,
чтобы выяснить, где же она, Греция, и как туда (в наши дни) добраться.
Неплохо узнать, как выглядит флаг этой страны, как называется ее
столица. Отметим ее на карте, раскрасим флаг. Расскажем детям о климате
страны, ее хозяйстве.
Но самолет может доставить нас только в Грецию
современную. А мы собрались в Древнюю Грецию. Тут без машины времени не
обойтись. Главное — разобраться, в какое именно время мы собираемся
отправляться. Вторая подготовительная беседа — разговор о времени и
изготовление с детьми "ленты времени".
Возьмите длинную полоску бумаги. Нарисуйте на ней
прямую линию. Разделите ее на отрезки, каждый из которых будет
обозначать столетие. Ближе к правому концу обозначьте XXI век, в
котором мы находимся в данный момент. Для начала отметьте на ленте
(приблизительно) дату рождения каждого ребенка. Чуть левее — даты
рождения родителей, бабушек и дедушек. Обозначьте время жизни А. С.
Пушкина, имя которого, вероятно, известно детям. Может быть, они
слышали былины про Владимира Красное Солнышко и Илью Муромца? Покажите
на ленте времени, когда приблизительно они жили. Наконец, отметьте
момент Рождества Христова. Расскажите детям, что Рождество разделило
всю историю человечества на события "до нашей эры" и "нашей эры".
Ребенок знает что-то про динозавров? Покажите время их жизни у левого
края ленты.
Итак, мы отправляемся в Древнюю Грецию. В IV—III
века до нашей эры. Изготовим билеты с указанием места — Афины — и
времени. Включаем машину времени… По прибытии нам снова помогут книги и
слайды.
Древние греки одеты не так, как мы. Хотя сандалии
придумали именно они, и хитон выглядит очень практичной одеждой. Не
попробовать ли сделать его из простыни?
Что и как они едят? Не все современные дети любят
маслины и оливки, которые греки вкушали ежедневно. Как выглядят их
жилища? Для чего построены красивые большие храмы? И вот начинается
мифология…
Сделаем остановку и почитаем (или расскажем в
сокращенном варианте) основные мифы о богах. Для начала не будем
обсуждать с детьми сложные мифы о происхождении мира. После рассказов о
богах дети будут готовы послушать и мифы о приключениях героев —
путешествии Ясона за золотым руном, подвигах Геракла.
После такого путешествия приходит время
отправляться в музей, если в вашем городе есть какая-либо коллекция
античного искусства. В Санкт-Петербурге — в Эрмитаж, в Москве — в ГМИИ
им. А.С.Пушкина. В музее с детьми нужно побывать два—три раза. Первый
раз поговорить об архитектуре. Второй — о богах и героях. Третий раз —
рассмотреть вазы и сосуды. А потом дома обязательно пробуйте рисовать и
лепить то, что увидели. Сначала — вазы, потом — фигуру человека в
движении.
Олимпийские игры, армия и флот, театр, наконец, сколько интересных тем для разговора!
А теперь мы отправляемся на свежий воздух, где мечи
звенят о щиты… Мы идем в гости к взрослым, которые до сих пор играют в
рыцарей всевозможных времен и народов…
Выбирая вид занятий физической культурой для своего
ребенка, родители девочек нередко предпочитают классическую
хореографию, а родители мальчиков — каратэ. Между тем существуют,
сохраняются и живут вековые традиции нашего отечественного, русского
боевого искусства. Во многих городах работают такие клубы, как
московский исторический клуб "Ратник". Прошлой осенью на пятый
чемпионат России по историческому фехтованию приехали гости из Сибири,
сборная Поволжья, Урала, представители Белоруссии и Украины. На четыре
ристалища (площадки для боя произвольной формы, диаметром не менее
шести метров) выходили бойцы, одетые и вооруженные соответственно
историческим реалиям самых разных веков и народов. На чемпионате был
представлен контактный бой в доспехах на клинковом оружии.
Может быть, такой клуб есть и в вашем городе? Виды
боевых искусств многообразны, не все подходят для детей. Но пострелять
из настоящего самодельного лука, посражаться на безопасных мечах,
надеть кольчугу не откажется ни один мальчишка. Спорт, игра, досуг,
развитие и сохранение здоровья — хороший повод для общения взрослых с
детьми. Занятия историческими видами боевых искусств соединены с
изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма. Мальчишек учат
защищать свою Родину, гордиться ее культурой, и в том числе — военными
победами своих предков.
|