ЯША
Эта игра — хороводный вариант жмурок. По считалке
выбирается водящий — «Яша». Играющие встают в круг. В центре круга
сажают «Яшу», завязывают ему глаза. Остальные играющие образуют вокруг
водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, и приговаривают:
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Ты грызешь орешки
Для своей потешки.
«Яша» делает вид, будто грызет орехи. На последнем
слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а «Яша» встает и с
закрытыми глазами кружится. Играющие поют:
Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании этих слов «Яша» с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него и отгадывает, кто это.
Правило: окружающие не должны подсказывать водящему.
САЛОЧКИ В ДВА КРУГА
Играющие образуют два круга: внутренний и внешний,
один из которых движется по часовой стрелке, другой — против нее. По
сигналу водящего, который предварительно выбирается с помощью
считалочки, участники игры останавливаются. Игроки внутреннего круга
быстро стараются осалить соперников из внешнего круга, дотронувшись до
них рукой раньше, чем те успеют присесть. Осаленные играющие встают во
внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда
во внешнем круге останется такое количество игроков, о котором заранее
договариваются как означающем конец игры.
ХВОСТ И ГОЛОВА
Это веселая, подвижная игра. Выбирают «голову»
(например, дракона) и «хвост». Все играющие становятся в линию один за
другим. Каждый кладет руки на плечи стоящего перед ним. «Голова»
становится в начале колонны, а «хвост» — в конце. «Голова» говорит:
Ах, как весело мне что-то,
Вот бы кости поразмять.
Поиграть сейчас охота,
Разве хвост мне свой поймать?
«Хвост» громко отвечает:
Что ты вздумал, Чудо-Юдо?
Коль меня ты отгрызешь,
Никуда уж ты отсюда
Никогда не уползешь!
«Голова» начинает охотиться за «хвостом», который должен все время увертываться от нее.
Эта игра становится особенно интересной, если
играющих много, — в этом случае получается длинный хвост, способный
несколько раз извиваться. Пойманный «хвост» должен обязательно
заплатить фант, а после выполнения задания может сам стать «головой».
КАК У БАБУШКИ ЛАРИСЫ
Все играющие становятся в круг, один из них — водящий — становится в центре круга.
Играющие идут по кругу со словами:
Как у бабушки Ларисы
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на бабушку глядели,
Разом делали вот так!
Игрок, стоящий в центре круга, принимает
какую-нибудь необычную позу, остальные участники повторяют ее за
водящим и замирают. Тот, кто первый пошевелится, выходит из круга.
Если водящий — мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы...» заменяются словами «Как у дедушки Ивана».
ПОШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Выбирается
водящий («Коза» или «Козел»). Водящий, стоя внутри круга, выбирает из
играющих пару и выводит ее в круг.
Пошла коза по лесу,
По лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу,
Принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
Дети вместе с водящим выполняют соответствующие движения. (Слова песни можно пропевать.)
ЦАРЬ-ГОРОХ
В игре участвуют не более 5—7 человек.
Договариваются о любых действиях, изображающих труд людей, какие-либо
бытовые ситуации. Изображать действия можно ногами, руками, всем телом,
мимикой, но нельзя произносить ни звука.
Играющие, выбрав Царя-Гороха (по считалке), отходят
в сторонку и шепотом договариваются о том, что будут изображать. Затем
подходят к подножию горки, на которой стоит Царь-Горох, со словами:
«Здравствуй, Царь-Горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте, милые детки! Где
вы были? Что вы делали?» Играющие отвечают: «Где мы были, мы не скажем,
а что делали, покажем!»
После этого дети начинают показывать то, о чем
договорились. Царь-Горох должен отгадать, что они показывают. Если ему
не удалось это сделать, то остальные игроки объясняют смысл своей
пантомимы и загадывают новое действие. Если Царь-Горох угадывает, то
сбегает с горки и догоняет детей. Пойманный становится Царем-Горохом.
СЛУХИ
«Испорченный телефон», «Сломанный телефончик» — так
называют эту игру сейчас. Но не менее образно и даже более точно емкое
старинное название — «Слухи». Сообщит что-то один человек другому, а
вскоре сам слышит эту весть, измененную до неузнаваемости.
Играют 5—10 человек, усевшись или встав рядком или полукругом.
Одного выбирают ведущим. Он садится первым в ряду,
придумывает любую фразу и тихонько шепчет ее на ухо крайнему игроку.
Тот передает на ухо следующему по порядку и т. д. Ведущий подходит к
последнему в ряду и спрашивает, что ему передали. Тот громко повторяет,
что он услышал. Почти всегда с первоначальной фразой происходят
удивительные превращения. Например, фраза «Таня же ребенок совсем»
превратилась в загадочное предложение: «Там жеребенок вовсе».
Конечно, водящий и старался придумать фразу с
«подвохом», чтобы ее легко было понять в каком-нибудь другом смысле. Но
свою роль играет также то, что иной игрок не все слова расслышит, а
передавать соседу бессмыслицу стесняется — вот и придумывает сам
недослышанные слова.
Кто первым исказил фразу водящего? Чтобы выявить
это, просят повторить, что он услышал, не только последнего в ряду, но
и второго от конца, третьего и т. д. Первому исказившему слова
приходится пересесть в самый конец ряда. На освободившееся место
садится ведущий. Новым ведущим становится тот, кто оказался первым в
ряду.
Изредка случается, что фраза дойдет до конца без
искажений. Тогда прежний ведущий еще раз начинает игру, придумав новое
сообщение.
Правила. Передавать фразу надо на ухо и так,
чтобы другие не услышали. Но говорить нужно отчетливо, не искажая слов
нарочно. Нарушивший правила садится последним в ряду.
Переспрашивать нельзя, но нельзя говорить и бессмыслицу.
КУХНЯ («Чепуха»)
Каждый из играющих выбирает себе название какой-либо кухонной утвари. Например, вилка, кочерга, чашка, нож и т. д.
Выбранный по считалочке водящий задает каждому участнику вопросы, например:
— Это что у вас на носу?
Игрок, к которому водящий обратился, должен отвечать на вопрос только задуманным словом, например, «кочерга».
— Что у тебя на лице?
— Кочерга!
— А на чем ты сидишь?
— На кочерге!
Если отвечающий засмеется или скажет невпопад, то
он платит фант. В начале игры договариваются о максимальном количестве
собранных фантов, которые затем разыгрываются.
Игры взяты из пособия «Народные игры в детском
саду», изданного Вологодским институтом развития образования,
Управлением образования администрации г. Вологды и Центром «Дошкольное
детство» им. А. В. Запорожца г. Москвы в 2001 году.
Скачать "Игры на переменках" бесплатно, без регистрации
Сценарии и материалы по теме:
Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями
|