Ребенку в этом возрасте трудно сосредоточиться на
чем-либо больше чем на 15—30 секунд. Учитывайте это, когда занимаетесь
с ним физическими упражнениями, меняйте их каждые 10—15 секунд. Такой
алгоритм занятий не только способствует развитию координации движений,
но и гарантирует их безопасность. Пока работает одна часть тела, другая
отдыхает. Поэтому мышцы не перенапрягаются. Смена упражнений важна и
для развития быстроты реакции тела и ума. Переход от ходьбы на
четвереньках к упражнению «лягушка» вначале покажется вам невыполнимым,
но если быть настойчивым в достижении цели, ребенок начинает
развиваться буквально на глазах.
Если ребенок отказывается подчиняться вашим
командам, не стоит из-за этого переживать. Вместо того чтобы
уговаривать или заставлять своего малыша делать упражнения и
раздражаться, занимайтесь вместе с ним. Это доставит удовольствие вам
обоим и уменьшит возможность возникновения стрессовых ситуаций.
Мы рекомендуем физические упражнения, которые
предполагают использование различных вспомогательных средств. Средства
эти просты и безопасны. Они существенно разнообразят процесс занятий и
превратят его в игру. В первую очередь это физкультурное оборудование,
которое производит ООО «ПКФ “АЛЬМА”» (Санкт-Петербург): гимнастические
палки, следочки, шары, блинчики, обручи, мячи, набор «Кузнечик» и др.
Если вы можете сами придумать что-то новое и интересное, смело
внедряйте собственное оборудование в игровые занятия с детьми.
Стремление освоить физкультурные снаряды развивает
у ребенка терпение и настойчивость. Иногда дети способны заниматься на
одном снаряде не менее получаса, чтобы вновь ощутить чувство
внутреннего удовлетворения и оценить собственные достижения — ту
легкость, с какой малышу удается выполнять движения.
Одежда, в которой ваш юный спортсмен будет
заниматься физкультурой, существенной роли не играет. Главное, чтобы
ему было в ней удобно и комфортно. Занятия, на которых применяются
различные снаряды, однако, лучше всего проводить босиком, в трусиках и
маечке.
И последнее. Заниматься физическими упражнениями с
малышами лучше всего под музыку. Выбирая музыкальное сопровождение,
обратите внимание на ту музыку, на которую ваш ребенок положительно
реагирует, когда остается один в комнате. Музыка развивает врожденное
чувство ритма. Движения ребенка вскоре станут более ритмичными даже при
отсутствии музыки. Чувство ритма и пластичность движений остаются на
всю жизнь.
Упражнение для брюшного пресса
Сядьте вместе с ребенком на пол лицом друг к другу.
Ноги ребенка согнуты в коленях, ступни прижаты к полу, руки скрещены на
груди. Обхватите левой рукой щиколотки ребенка, чтобы помочь удержать
положение ног, и предложите ему на счет 1, 2, 3, 4 медленно лечь на
спину. Правой рукой возьмите скрещенные руки ребенка и помогите ему
также медленно вернуться в исходное положение. Повторите упражнение от
4 до 8 раз, постепенно от занятия к занятию увеличивая их количество.
Игра-упражнение «Пройдись, как обезьянка!»
Раздвиньте ноги на ширину плеч. Стараясь не сгибать
колени, упритесь руками в пол. Попросите ребенка принять такое же
положение. А теперь предложите ему пройти под вами. Повторите
упражнение, по крайней мере, дважды. Для усложнения упражнения можно
предложить ребенку пройти, ставя руки на блинчики.
Игра-упражнение «Лягушка»
Исходное положение — глубокий присед, руки ребенка
опираются о пол на расстоянии 15 см от ног (для взрослого — расстояние
30 см). Перенесите вес тела на руки и прыжком подтяните ноги к рукам.
Ребенок должен повторить ваше же движение. Попрыгайте вместе по
комнате. Для усложнения можно прыгать с одной геометрической фигуры на
другую (с кочки на кочку).
Упражнение «Ходьба по палке»
(профилактика плоскостопия)
Поставьте ребенка боком на гимнастическую палку,
встаньте сзади, поддерживайте его, левой рукой обхватив подмышки,
правой рукой возьмите его правую ручку. Предложите малышу пройти до
конца палки. При этом считайте шаги и одобряйте усилия ребенка. Потом
попросите его пройти прямо по палке способом пятки внутрь, носки
наружу. Палка при этом располагается в выемке стопы.
Упражнение «Ходьба на руках»
Поднесите малыша к блинчикам, придерживая его
правой рукой за ноги, а левой — под грудью. Не торопясь, продвигайте
ребенка вперед так, чтобы он успевал переставлять руки (одна рука на
одном блинчике, другая — на другом).
Упражнение «Погреем руки»
Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и
катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на
внутренние органы.
Игра- упражнение «Муравьишка»
Проползти под барьерами на четвереньках, опираясь на ладони и колени.
Г. В. МИШУРИНСКАЯ
руководитель физического воспитания, ГДОУ № 128, Невский район, г. Санкт-Петербург |