«Игровая дорожка» пригодится в работе разным
специалистам — воспитателям, инструкторам физического воспитания,
логопедам, психологам. Познакомимся с ней поближе. «Игровая дорожка»
(её выпускает ООО «ПКФ "АЛЬМА"», г. Санкт-Петербург) состоит из восьми
брусков красного, желтого, зеленого и синего цветов и двух соединяющих
их ремней (длина каждого — 5 м). Бруски могут свободно перемещаться по
ремням.
«Игровая дорожка» может использоваться, прежде
всего, для формирования координационных способностей детей, а также для
развития пространственных представлений и различных игр. Этот модуль
незаменим в коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ограниченными
возможностями.
Перемещать бруски можно по-разному:
· раздвинуть их на определенную величину, соединить в единое полотно с различным чередованием брусков по цвету;
· соединить и раздвинуть бруски на разном расстоянии;
· снять бруски с ремней и выложить их в виде лесенки (1—2—3 друг за другом), домика (3—2—1), дорожки, башенки и т. п.
Ребенку предлагается рассмотреть различные
рисунки-чертежи, которые заранее подготовлены взрослым, и собрать,
скомпоновать бруски на ремнях или без них по заданным параметрам: по
цвету, по расположению, например, один вертикально, второй на нем
горизонтально и т.п. С детьми выполняют упражнения по типу «Прогулка по
дорожке», «Перешагивание через бруски», «Прыжки по кочкам (брускам)»
(когда бруски раздвинуты на определенное расстояние) и т. п.
Вопросы детям
· Скажи, как можно назвать эту конструкцию (бруски соединены в единую линию)? (Дорожка)
· Как можно назвать каждую деталь дорожки? (Кирпичик, брусок)
· Как можно назвать такую конструкцию, когда бруски поставлены на короткую сторону? (Заборчик)
· Когда бруски лежат отдельно от ремней, что можно из них построить? (Стол, стул, домик, будку, башню и многое другое)
· Сколько всего брусков?
· Какого цвета бруски?
· Сколько брусков красного (синего, желтого, зеленого) цвета?
· Сколько брусков каждого цвета? (Их по два, красных, синих, зеленых и желтых брусков поровну.) Игровые упражнения Раз брусок — два брусок
Ход игры. Дорожка расположена на полу
горизонтально. Бруски раздвинуты на расстояние 20—25 см друг от друга.
Дети по очереди запрыгивают на брусок, затем перепрыгивают (если это
сложно, то переступают) на следующий брусок и так до конца дорожки. Сколько брусков — столько и шариков
Дополнительный материал для игры. Для
выполнения этого игрового упражнения потребуются шарики из «Сухого
бассейна» или из строительных наборов (для игры может использоваться
природный материал: шишки, орехи, каштаны и т.п.); корзинки (ведерки,
сумочки) по количеству детей.
Ход игры. Взрослый приглашает детей
погулять по дорожке, выложенной из брусков (бруски соединены). Каждому
ребенку дается корзинка (сумочка и т.п.). Детям надо пройти по дорожке,
сосчитать количество брусков. А потом взять столько же шариков в «Сухом
бассейне» (в большой корзине), сколько брусков, и положить в корзинки.
Задание повторяется несколько раз, взрослый просит детей закрывать глаза, а сам в это время меняет количество брусков.
После того как задание будет выполнено, малыши
пересчитывают количество шариков (шишек, камешков) в корзинке, если
необходимо выкладывают их на пол, кладут рядом с каждым бруском и
называют количество, то есть используют способ приложения или наложения
для соотнесения количества шариков и брусков. Составь число
Дополнительный материал для игры. Для
выполнения этого игрового упражнения потребуются шарики из «Сухого
бассейна» (красный, желтый, зеленый, синий); корзинки, (ведерко,
сумочка) по количеству детей, цифры.
Ход игры. Взрослый предлагает детям сделать
домики: раздвинуть бруски так, чтобы у каждого получилась комната, а
бруски — стены дома. В каждом домике живут шарики. Сколько шариков
живет в домике, можно узнать, посмотрев на цифру, которая лежит на полу
«домика». Шарики должны быть такого же цвета, как стены-бруски. Каждый
ребенок называет цифру, которая лежит в его «домике», рассказывает,
какого цвета и сколько он взял шариков, сколько всего у него получилось
шариков, объясняет, почему он взял столько шариков. Наступи-переступи
Ход игры. Дети по очереди идут по дорожке,
бруски которой раздвинуты на одинаковом расстоянии, достаточном для
того, чтобы ступня могла поместиться между брусков. Каждому ребенку
дается задание: слушать и выполнять то, что просит взрослый, запоминать
на какой кирпичик по порядку наступал, а через какой переступал.
Остальные дети должны следить и запоминать, чтобы потом рассказать о
том, как шел их товарищ. Взрослый называет по порядку кирпичики, из
которых сделана дорожка и просит, то наступать, то переступать через
них. Например. «На первую ступеньку наступи, через вторую переступи, на
третью наступи, через четвертую переступи, через пятую переступи и
т.д.» Затем взрослый просит детей сказать, через какую ступеньку
ребенок переступал, а на какую наступал.
Игра повторяется столько раз, сколько детей. «Цифра — кружки»
Дополнительный материал для игры. Для выполнения этого игрового упражнения потребуются карточки с цифрами от 1 до 8 и карточки с изображением кружков от 1 до 8.
Ход игры. Взрослый предлагает детям взять
по одной цифре. Теперь нужно подойти к «Игровой дорожке», найти
порядковое место цифры, ориентируясь с левой стороны от первого бруска,
положить цифру к дальнему от ребенка краю бруска, а затем выбрать
соответствующую ей карточку и положить к ближнему от себя краю бруска.
Желательно, чтобы все дети смогли по очереди положить все цифры и
соответствующие им карточки с количеством кружков. Измеряем, сравниваем
Дополнительный материал для игры. Линейка длиной 30 см.
Историческая справка для проведения игры. У
древних египтян за единицу длины был принят локоть. Один локоть равен
шести ладоням, одна ладонь содержит четыре пальца. В одном локте
двадцать четыре пальца, то есть три человека одновременно должны были
сложить по восьми пальцев каждый (по четыре на каждой руке). Это уже
целая система единиц длины. Образец единицы длины — «священный локоть»
— египетские жрецы хранили в храме. Его, таким образом, использовали в
качестве одного из первых эталонов длины (взрослый может прочитать
детям рассказ об этом в книге А.А. Свечникова «Путешествие в историю
математики, или Как люди учились считать»).
Ход игры. Взрослый рассказывает детям о
том, как в древности люди измеряли длину с помощью локтя. Он предлагает
трем детям соединить по две ладони и расположить их у края первого
бруска, а четвертый ребенок отодвигает второй брусок так, чтобы дети
могли положить ладони между брусками. Если в игре участвует большее
количество игроков, то все бруски можно растянуть на ремне на длину
«локтя». Ребята проходят по дорожке, бруски которой растянуты на длину
«локтя».
Затем взрослый обсуждает с детьми, насколько эта
мера длины точная, уточняет, как современные люди измеряют длину
(линейка, рулетка, сантиметр и т. п.). Бруски «Игровой дорожки»
соединяются вместе, а дети раздвигают их на длину линейки и опять идут
по дорожке. Дети могут предложить и собственные меры длины. (Например,
один ребенок предложил просунуть между брусками голову. Всем так
понравился этот способ, что у нас возникла новая система измерения —
«голова».) Помните, что люди в древности измеряли длину с помощью стоп:
мера длины — «лапоть» и т.п. Используйте все возможные способы
измерения в этой игре. Она получится увлекательной и познавательной для
детей. Неделька
Дополнительный материал для игры. Карточки с цифрами от 1 до 7 или карточки с количеством изображений предметов от 1 до 7.
Ход игры. Взрослый предлагает детям
представить, что бруски «Игровой дорожки» — это дни недели (на ремне
надеты 7 брусков — по количеству дней недели). Дети идут по брускам,
раздвинутым на ремне на некотором расстоянии. и последовательно
называют дни недели. Затем они берут цифры (карточки с изображениями
предметов разного количества от одного до семи и раскладывают их на
брусках слева направо, создавая таким образом, календарь — «дни
недели».
Можно раскладывать карточки по словесной инструкции
взрослого: он называет день недели, например среда, а ребенок кладет
карточку на соответствующий по порядку этому дню — третий брусок и т.
д.
Ирина Геннадьевна ВЕЧКАНОВА Светлана Юрьевна КОНДРАТЬЕВА
РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт Петербург
Скачать "ИГРОВАЯ ДОРОЖКА" бесплатно, без регистрации
Сценарии и материалы по теме:
Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями
|