cоставленная Иваном Панкеевым.
Рождество Христово. Коляда и Святки
=== продолжение ===
Рождественский стол
В дни сочельников - Рождественского и Крещенского - принято есть сочиво (отсюда и само название этого вечера).
Есть сочиво, как считается, принято в подражании
посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед самим праздником
Рождествоа Христова, которые питались от семян земных, чтобы не
оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8), и согласно со словами
Евангелия: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек
взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда
вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что
прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31 - 36).
По законам православной церкви в Рождественский и
Крещенский сочельники трапеза предписана всего один раз - после
Божественной Литургии.
На трапезе правилами церкви постановлено вкушать
пищу «с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти»,
то есть, можно есть постную пищу с маслом, но не сыр и рыбу.
Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и кутья.
Готовятся они следующим образом:
Сочиво
1,5 стаканов зерен пшеницы
150 грамм мака
150 грамм очищенных грецких орехов
5 столовых ложек меда
Очистить зерна пшеницы, отделить от них оболочку и сварить на воде из них жидкую кашу. Подсластить по вкусу.
Растерета в ступке мак, тщательно перемешать маковую кашицу с медом и добавить в охлажденную кашу.
Коливо (кутья)
250 грамм зерен пшеницы
150 грамм изюма
150 грамм инжира
100 грамм меда
В сваренные на воде очищенные от оболочки зерна
пшеницы добавить сваренные отдельно перебранные и промытые изюм и
инжир, подсластить медом и все перемешать.
Взвар
От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.
1 килограмм сухофруктов
300 грамм сахара
Промытые сухофрукты сложить в кастрюлю добавить
сахар, залить водой на 2 — 3 сантиметра выше слоя сухофруктов, довести
до кипения и под закрытой крышкой на медленном огне варить до
готовности. Подают на стол и горячим, и холодным.
Постное молоко
200 грамм любых орехов
3 стакана кипяченой воды
сахар по вкусу
Истолочь орехи в ступке, постепенно добавляя воду,
затем процедить через марлю и досуха отжать размельченные орехи.
Добавить сахар по вкусу.
На Рождество устраивают праздничный стол, на
котором должно быть непременно 12 блюд. 12 - вообще число священное,
именно 12 дней тянутся святки, святые дни, освященные великими
событиями Рождества Христова. Во время святок - с 7 по 17 января - мясо, по правилам православной церкви, можно есть каждый день.
18 января - Крещенский сочельник, день постный.
Начиная с 19 января - праздника Крещения Господа -
мясо дозволяется есть в любой день недели, кроме среды и пятницы, ибо
Спаситель претерпел особые мучения - в среду был предан на мучения, а в
пятницу - распят на кресте.
На праздник готовили сочиво, кутью, блины, студень,
заливную рыбу, окорок, буженину, бараний бок с кашей, домашнюю колбасу,
жареного поросенка, поросенка, фаршированного гречневой кашей, гуся или
утку с антоновскими яблоками, утку с капустой, пироги и пряники.
В «Домострое» есть следующие указания касательно еды
в праздничные дни: «В Великий мясоед после Рождества Христова к столу
подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных гусей, тетеревов, куропаток,
рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную,
поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с
чесноком и с пряностями, лосину, ... кур с вертелов, гусиные потроха,
говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых,
вяленых кур».
При взгляде на праздничный рождественский стол
поражает обилие мясных блюд, и в этом нет ничего случайного - именно к
Рождеству Христову приурачивали убой скота.
Студень
3 килограммовая бульонка (говядина)
1 свиная ножка
1 большая луковица
специи
Мясо промыть, залить холодной водой и оставить на 2-3 часа.
Слить воду, промыть мясо еще раз, сложить в кастрюлю, залить водой и поставить на огонь.
После того как вода закипит, посолить (бульон должен
быть слегка солоноватым), снять пену и оставить мясо вариться под
крышкой на медленном огне 6 часов.
В результате мясо должно отходить от костей, а бульон будет иметь золотистый цвет и клейкообразную консистенцию.
Вытащить мясо, отделить его от костей и порезать на мелкие кусочки.
На дно лотка или блюда положить мелко нарезанный
чеснок и уложить на него мясо, чтобы оно не давало чесноку всплыть. Все
это залить процеженным бульоном.
Дать остыть, а затем поместить в холодильник.
Подавать к столу с хреном или горчицей.
Заливная рыба
2 килограмма свежей рыбы
2 литра воды
2 луковицы приправы
Рыбу почистить, отрезать голову, хвост, плавники,
разрезать на куски. Головы и хвосты положить в кастрюлю, положить пару
горошинок черного перца, лавровый лист, несколько морковок, лук, залить
водой, посолить и поставить варить на 30 минут, снимая время от времени
пену. Головы и хвосты вынуть из бульона, опустить в него
куски рыбы и варить их на медленном огне до готовности минут 10 — 15.
Вынуть из бульона рыбу шумовкой, положить их в форму (специальный
лоток).
Красиво выложить между кусками рыбы нарезанные кружки вареных яиц, звездочки вареной моркови, ломтики лимона.
Процедить бульон и залить им рыбу.
Оставить застыть и остынуть, а затем поставить в холодильник.
Подавать с хреном.
Окорок
Кусок окорока вымыть, натереть солью и нашпиговать чесноком. Оставить на 1—1,5 часа в холодильнике для «пропитки».
Положить на противень и поставить в горячую духовку
на 2 часа. Когда окорок зарумянится и из него начнет выделяться сок,
надо поливать мясо этой жидкостью.
Подавать с картофелем и хреном.
Бараний бок с кашей
Приготовить разваристую гречневую кашу и положить на противень между реберной и грудной частью бараньего бока.
Баранину предварительно промыть, натереть солью и нашпиговать чесноком.
Поставить в горячую духовку и периодически поливать выделяющимся соком.
Жареный поросенок
Поросенка выпотрошить, опалить и на несколько часов замочить в холодной воде.
Затем вынуть из воды, высушить, натереть солью,
нашпиговать чесноком и поставить жариться в горячую духовку, поливая
каждые 10—15 минут выделяющимся соком.
Можно обмазать поросенка тонким слоем ржаного теста.
Вынуть поросенка из духовки, положить на блюдо. Подавать к столу с картофелем и овощами, можно подать хрен.
Гусь с яблоками
Гуся опалить, вьшотрошить, отрезать голову и лапки,
вымыть и дать обсохнуть. Затем натереть солью и чесноком, брюшко
нафаршировать нарезанными на дольки антоновскими яблоками и брюшко,
зашить. Поставить в очень горячую духовку и жарить до тех
пор, пока не зарумянится. Потом огонь убавить и довести гуся до
готовности, поливая выделяющимся соком.
Достать из духовки, вынуть нитки, и выложить на блюдо, украшенное антоновскими яблоками.
Утка с квашеной капустой
Утку опалить, выпотрошить, вымыть и натереть солью и
чесноком, разделать на куски и обжарить на сковороде в кипящем масле до
образования румяной корочки. Выложить на противень с высокими краями или
специальный лоток квашеную капусту, уложить на нее куски утки и
поставить в духовку на 30 минут.
Подавать к столу горячей. В качестве гарнира используется квашеная тушеная капуста.
Домашний хлеб
800 грамм пшеничной муки
30 грамм дрожжей
0,5 литра воды
100 сливочного масла
5 яиц
2 столовые ложки сахара
Растворить в воде дрожжи (особенно подойдут для этой
цели сухие дрожжи), всыпать остальные ингредиенты, тщательно все
перемешать и хорошо вымесить тесто. Завернуть в льняную салфетку и
положить на ночь в холодильник. Утром сделать из теста каравай или батон, смазать его яичным желтком и выпечь в духовке.
Пироги
Дрожжевое тесто для пирогов:
7 литр молока
200 грамм растопленного сливочного масла
1 чайная ложка соли
100 грамм сахарного песка
50 грамм дрожжей
1 килограмм муки
Растворить в муки дрожжи, всыпать половину муки и половину сахара. Поставить опару в теплое место, чтобы тесто подошло.
Когда опара поднимется, добавить в нее оставшиеся муку и сахар.
Тщательно вымесить тесто, раскатать его и лепить пирожки.
Перед тем, как выпекать, смазать пирожки — чтобы они были румяные — яичным желтком.
Начинки для пирогов:
1.
1,5 килограмма зеленого лука
8 сваренных вкрутую яиц
100 грамм сливочного масла
Мелко нарезать лук и яйца, залить растопленным маслом, немного посолить и тщательно перемешать.
2.
500 грамм, творога
100 грамм сливочного масла
100 грамм сахарного песка
2 яйца
Добавить в творог сырые яйца, все перемешать, затем
втереть в получившуюся желтоватую массу сахар и добавить растопленное
масло. Все перемешать.
3. Сырое мясо прокрутить через мясорубку, фарш
обжарить. Отдельно обжарить лук. Перемешать мясной фарш с луком и еще
раз пропустить через мясорубку. Добавить немного мясного бульо на или
растопленного сливочного масла. По желанию можно добавить яйца.
4. Любые джем, конфитюр или домашнее варенье.
Струдель
500 грамм муки
1 стакан воды
200 грамм сливочного масла
Замесить на воде тесто, добавив в него 50 грамм
растопленного масла и соль по вкусу. Хорошо выместить тесто и дать
«отдохнуть» в холодном месте 20 минут. Разделить тесто на части и тонко раскатать на
кухонном столе, дать снова «отдохнуть» и вновь раскатать, стремясь
вытянуть концы коржей за пределы стола.
Чем тоньше раскатанное тесто, тем лучше будет сам струдель.
После того как тесто немного подсохнет, смазать его
растопленным сливочным маслом. Выложить на тесто начинку — любую — и
завернуть корж рулетом.
Уложить на смазанный маслом противень и выпекать вне очень горячей духовке.
Народный сбитень
3 литра воды
7 килограмм меда
40 грамм хмеля пряности
Воду вскипятить и растворить в кипятке мед. Оставить
напиток на сутки. Затем, непрерьшно помешивая и снимая пену,
прокипятить на слабом огне в течение 2 часов. За 15 минут до окончания кипячения добавить в мед
хмель и пряности — кардамон, корицу, мяту, мускат по вкусу. Налить
смесь в бочонок или банку на 3/4 посуды, добавить 1/2 стакана
разведенных дрожжей, закрыть бочонок или банку и оставить в холодном
месте на 2 недели.
Затем процедить сбитень и разлить в бутылки. Хранить в холодильнике.
Русский мед
4 литра воды
0,75 килограмма меда
1 столовая ложка хмеля
кардамон
Мед положить в эмалированную кастрюлю, залить
кипятком и оставить на сутки. Затем напиток прокипятить в течение часа,
добавить хмель и прокипятить с небольшими перерывами еще 5 раз. Остудить, добавить кардамон, залить в бочонок или банку (на 2/3), закрыть и оставить бродить на 2—3 недели.
Затем процедить, разлить по бутылкам и поставить в холодильник.
Старинный рецепт русского чая
3 части крепкого чая
7 часть меда
1 часть водки
Все ингредиенты хорошо перемешать и довести до кипения.
Коляда и святки
Январь вообще и рождественский праздник на Руси в частности, невозможно представить без колядования и святок.
Святками называют двенадцать дней после Рождества
Христова, считая их святыми днями между Рождеством и Богоявлением. Но,
как это нередко бывает, к христианскому празднику народ добавил немало
языческого. Церковь с давних времен осуждает и искореняет гадания,
ряжения и подобные развлечения, но тем не менее они продолжают бывать.
Хотя исследователь и отмечает, что «никогда русская семейная жизнь не
живет в таком раздолье, как на Святках», в народе не случайно святочные
вечера называют «страшными» именно из-за гаданий и попыток узнать свое
будущее.
Коляда
Наша Коляда, которую несправедливо производят от
сходства с римским празднеством Календе, совершалась и ньше совершается
накануне Рождества Христова и в Рождественское праздники. От чего
происходит коляда и что она значит? Некоторые из наших писателей думают, что русские
язычники славили Коляду, бога торжеств и мира и что в Киев стоял ему
кумир. Ни бога мира и торжеств, ни идола в Киеве никогда не было, и все
наши святочные забавы ничего не имеют общего с праздником римского
Януса, бога мира.
Ближе всего можно думать, что Коляда произошла от польского Коленда, значащая поздравление.
Допустить можно, что латинское слово Календе,
усвоено славянскими племенами, как это бывает со всяким языком, но
отнюдь нельзя смешивать Календские празднества с нашими колядскими
обрядами.
Колядованье вошло в обычай прежде на юге России, а потом распространилось по всей России, со значительными изменениями.
Ничего нет похожего у наших колядований с
празднеством восточных народов: египтян, индейцев, греков и римлян. В
которое время появились колядования на юге, и когда перешли отсюда на
север России? Ничего неизвестно. Никаких не осталось памятников, ни
исторических воспоминаний. Если бы коляда праздновалась во время
летописца Нестора, то нет сомнения, что он упомянул бы о ней в своей
летописи. Ни в продолжателях его летописи, ни в других летописях до
половины XVI века, не встречаем названия коляды. Это доказывает, что
коляда отнюдь не была божество; но составляла одни народные
увеселения./.../
В России коляда известна с давних времен. Она
появилась прежде на юге, а потом перешла на север. В некоторых местах
северной и восточной полосы России, коляда назьшается авсенем и
таусенем, а в Малороссии, Белоруссии и Литве удержано древнее название;
однако в некоторой части Литвы иногда она назьшается вечером колодок
или вечер Блокков, и везде готовится кутья из пшеничного зерна, и каша
из гречневых круп; по уварке гадают о будущем урожае и неурожае хлебов.
Католическое духовенство заготовляет лепешки из
теста с изображением Рождества Христова и накануне этого праздника
рассылает по домам. В день разламывают в семействе лепешку, по числу
домашних; каждый съедает свою часть и поздравляет друг друга с
праздником Рождества Христова. Преломление лепешки напоминает им
преломление хлеба Иисусом Христом за тайной вечерею.
В некоторых уездах Вологодской и Архангельской
губерний доныне приготовляют из пшеничного теста различные изображения
животных, как то: овец, коров, быков, разных птиц и пастухов. Их
посылают в подарок родным, друзьям и знакомым; столы и окна изукрашены
этими изображениями.
В Малороссии также остался в употреблении, хотя и не
повсюду, подобный обычай. Делают из ржаного или пшеничного теста
коников, ягнят, коров, быков и дарят детям.
Коляды в России две: одна перед Новым годом,
Васильевская; другая перед Богоявлением, Крещенская или Водокрещей.
Первая еще известна под именем богатой, а вторая под именем постной.
В Малороссии, напротив, вместо богатой коляды бывает
богатая кутья, тоже пред Рождеством Христовым, а вместо постной коляды
— голодная кутья, пред Крещением.
Почти во всей России, накануне Богоявления, после
освящения воды пишут мелом кресты на дверях, внутри дома, по скотным
хлевам и всем хозяйственным заведениям. Во весь день, до вечерней зари,
ничего не едят и не пьют.
В день Богоявления тоже постятся, до освящения
Богоявленской воды. В больших городах строят при реках крещальню,
называемую Иорданом, в воспоминание Крещения Спасителя в реке Иордан.
В столице тот же обряд, и сверх того, воздвигают
богатый балдахин, над прорубью реки Невы, напротив Зимнего Дворца. По
окончании обедни во дворце, духовенство выходит на реку для освящения
воды. Митрополит обыкновенно священнодействует; архиепископы и епископы
окружают его. Драгоценные их одежды, пышность и торжественное
совершение поражают каждого. Императорский Дом, окруженный первейшими
государственными сановниками, гражданскими и военными, многочисленная
посольская свита, придворные, гражданское чины, генералы, штаб и
обер-офицеры, — и все в блестящих золотых мундирах, — представляют
глазам ослепительную картину величья. Тысячи людей стоят по обеим
сторонам реки; даже улицы набиты ими. Глубочайшая тишина господствует
повсюду: одно духовное пение только нарушает благоговейное молчание.
Но коль скоро погрузится крест в воду, мгновенно
раздаются громовые перекаты пушек с Петропавловской крепости. С шумом и
радостным волнением бросается народ черпать Иорданскую воду, и все
возвращаются домой с восторженным чувством небесной радости.
Славление Христа совершают ныне мальчики, в первый
день Р. X. Ходя поутру со звездою или вертепом, они восхваляют Рождение
Спасителя пением из священных песен, или нарочно сочиненными для этого
празднества стихами.
В иных местах ходят еще целую неделю, с первого дня
праздника Рождества Христова, со звездою, которая делается из
разноцветной бумаги, в различную величину, и освещена свечами. Обращая
кругом звезду, поют: Христос рождается, и проч.
Общее обыкновение во всей России, что в день
Рождества ходят священники после обедни, поздравляют с праздником, или
как говорится в простонародии, славят Христа, и это продолжается иногда
в течение всех святок. Рассказывают, что в старые годы, по прославлении
Христа, священники по просьбе женщин садились на порог, или на
разостланную шубу пред порогом для того, чтобы водились куры.
По разным местам не одинаково отправляют славление.
В Петербургской губернии и в самой столице, ходят мальчики со звездою
только в канун Рождества и в первые три дня Рождества. Звезду делают из
бичайки, оклеенной желтой и пропитанной маслом бумагою: на одной
стороне ее изображено лицо, а на другой поклонение пастырей; весь круг
окаймлен бахромою из желтой бумаги и обведен шестью рогами, на подобие
лучей, вырезанных из бумаги и украшенных бумажной цветной бахромою.
Между изображениями, посредством устроенного в бичайке отверстия,
ставят зажженную свечу, от коей рисунок и лучи делаются прозрачными.
Звезду вносят в комнату, или останавливаются с нею под окном, и поют:
Нова радость стала,
Як небу хвала.
Над вертепом звезда
Светом воссияла.
Пастушки с ягнятком,
Пред малым дитятком,
На колена выпадали,
Христа прославляли.
И мы просим, Христе Царю,
Небесный Государю:
Даруй лето счастливое.
Сего дома господину,
Сего дома господину.
После этого говорят иногда стишки:
Маленькие детки,
Щипали ветки.
В саду стояли,
Христа прославляли;
Христос родился
И рай растворился.
Потом поздравляют с праздником, за что получают несколько копеек денег.
Крестьяне Смоленской губернии ожидают с радостию
торжественного дня Рождества; жены их с удовольствием смотрят на
убывающие горшки. Многие из них, не умея читать, ведут особой свой счет
по горшкам. Чем меньше остается их в доме, тем ближе время праздника,
пред коим обыкновенно закупают новые горшки. Вот уже счет приходит к
концу, и праздник валится на двор. Беготня и заботы в доме. Хозяин
осматривает праздничные кафтаны, молодые люди приготовляют новую
упряжь. В первый день праздника крестьяне ездят к обедне на
невыезжанных молодых лошадях и надевают на них новую сбрую: мальчики,
забравшись в угол, спеваются славить коляду. Хозяйка и девушки начиняют
колбасы при пении песен:
Дедка свинушку убил,
Дедка белинькую,
Спинку пегинькую,
Ай да Божья коледа,
Прилетай к нам с высока,
Раз в желанной год -
Полюбуйся часов.
Мы колбаски чиним,
Веретенцем сверлим.
Рыльце лычком напрем,
А туда мяском набьем.
Ай-й-ох! коледа,
Лети швыдче с высока.
Да морозом не тряси,
Басловья (благословенья) к нам неси.
Эта песнь называется чукать (звать) коляду, и ее
поют несколько раз в вечер. Сначала зовут к себе коляду этой песнею;
потом разговаривают или поют посторонние песни, и начинают чукать, пока
не начинят колбас. По окончании работы приготовляют вечерю, ужин. В
этот день занимает первое место между кушаньями, кутья, — разваренные
пшеничные зерна, подслащенные сьггою. Когда окончат приготовление к
ужину и помолятся святым иконам, тогда хозяин берет чашку с кутьею,
влезает на печь, отодвигает волоковое окон-ко, — выбрасывает за окно
три ложки кутьи, и говорит: Мороз! Мороз! Поди к нам кутью есть; кутью
ешь, а пшеницу не трогай. Женщины выходят в то время на двор, посмотреть на
небо: звездно ли небо, или нет? Если оно звездно, то это означает
грибо-родное лето; если нет, то не будет грибов. Выполнив каждый свое,
садятся за стол, и едят сначала кутью, потом следующие кушанья. Этим
оканчивается предшествующий день сочельнику, самый же сочельник
отличается от обыкновенных дней тем только, что вечером в сочельник
ходят мальчики в соседние дома славить коляду:
Пришла коледа на канун Рождества,
Винограды, красно-зеленое мое!
Блин да лепешка, кладись на окошко,
Виноградъе, красно-зеленое мое!
Коли нет блина, то конец пирога,
Виноградъе, красно-зеленое мое!
Коли ж нет пирога, то корову за рога,
Виноградъе, красно-зеленое мое!
А сладкая кутья, сама сыпся из окна,
Виноградъе, красно-зеленое мое!
Мы кутью посберем, да и мороз помянем,
Винограды красно-зеленое мое!
Эту песню заключают приветствием:
Христос народился,
Рай растворился;
Иуда удавился. -
С праздником поздравляем,
И вам того же желаем.
В окрестностях Москвы возят в санях, накануне Рождества Христова в белой рубашке девушку, которая называется колядою, и поют:
Уродилась коляда,
Накануне Рождества.
За рекою за быстрою
Ой колиодка, ой колиодка!
В тех местах огни горят,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые.
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы,
Поют песни колиодушки.
В середине их старик сидит,
Он точит свой булатный нож.
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит.
Хотят козла зарезати.
Ты братец Иванушко,
Ты выди, ты выпрыгни!
Я рад бы выпрыгнуть, -
Горюч камень,
К котлу тянет.
Желты пески,
Сердце высосали.
Ой колиодка, об колиодка!
По Дунаю, по реке,
По бережку по крутому,
Лежат гусли неналаженные.
Коляда!
Кому гусли налаживати?
Коляда!
Наладить гусли
Зензевею Андреяновичу.
Коляда!
Зензевея дома нет,
Он уехал в Царь город.
Суды судить, ряды рядить.
Коляда!
Он жене-то шлет,
Кунью шубу.
Коляда!
Сыновьям-то шлет,
По добру коню
Коляда!
Дочерям-то шлет,
По черну соболю.
Коляда!
Эта песнь перешла, без сомнения, от южных славян,
потому что в ней упоминаются река Дунай и имя Зензевей, которое только
в тех местах употребительно. Все прочее приделано к русским обычаям. Малороссияне за несколько дней до Рождества
приготовляются к великому празднику, с шумной радостью. Чистят и
убирают хаты, перемывают дочиста всю домашнюю посуду, покупают новые
наряды и запасаются на целую неделю всеми съестными припасами,
лакомствами, настойками и наливками, которые своим отличным вкусом
превосходят многие иностранные вина. В богатый вечер пекут паляницы,
пироги: из маку, гороху, груш, капусты и пр.; в тот же день варят кутью
из сарочинского пшена или из пшеничных круп; приготовляют медовую сыту
и варят узвар. Он делается из сушеных плодов: яблок, груш, слив, вишен
и изюму; жарят и варят разную рыбу, но все готовят постное. Образа
украшают херувимчиками и ангелами, вырезанными из разноцветной бумаги,
и обставливают высокими цветными свечами, которые зажигаются потом
вечером. Иные ставят на стол церковные свечи и освещают ими ужин. По приготовлении кутьи и узвару, ставят их на сене
под покутом (место под образом), где они стоят до вечерней зари. В
богатый вечер или богатую кутью не обедают, но позволяется есть;
напротив в голодную кутью, — которая пред Крещением, — ничего не
дозволяется есть в течение всего дня, до вечерней зари. Стол застилают
полотном, кладут ложки по числу обедающих. Иные кладут подле ложек по
головке чесноку для предохранения себя от нечистой силы. Девушки и
женщины, стараются нарядиться прежде вечера; если не успеют, то это
дурное для них предзнаменование: в первом случай не выйдут за богатых
женихов, а во втором не будут любимы своими мужьями. По наступлении вечера освещают избу и ставят на
стол приготовленное для ужина. Хозяин садится на покут, с правой руки
его жена, а дети кругом. Прежде, нежели сядут за стол, молятся Богу и
благодарят Его, что дождались святого вечера. Ужин начинают водкою,
который продолжается довольно долго; взваром и кутьею пресыщаются до
крайней возможности, так, что от них болят долгое время живот.
По окончании ужина мужчины выносят на двор
опорожненные горшки и разбивают их об землю или, поставив на землю,
бьют издали палками, чтобы изгнать из дома всякой недостаток. Другие
стреляют из пистолетов в знак провожания богатой кутьи или богатого
святого вечера. Такою потехою, занимались прежде помещики.
Иные после ужина ходят к родственникам с
поздравлением. Поднося старшему в семействе хлеб-соль, с поклоном в
пояс, говорят: «Прислав батъко и маты хлиб с силью; на, тоби вечерю
(ужин)». Приняв от них, ставят на стол и благодарят: «Спасибо, батъкови
и матери, за хлиб, за сил и за вечерю». Принесших сажают за стол и
потчуют пивом, медом и водкою. Мальчиков же дарят пряниками и деньгами.
В первый день Рождества ходят мальчики со звездою, — поздравляют с праздником.
Ёлка
В Европе существовал с давних времен обычай дарить детей подарками, пред Рождеством Христовым и на новый год.
Елку, от коей детское празднество получило
наименование, обвешивают детскими игрушками, которые раздают им после
забавы. Богатые празднуют с изысканной прихотью. Один из петербургских
богачей заказал искусственную елку, которая была обвита дорогой
материей и лентами; верхушка елки была испещрена ленточками разных
цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшеньями:
серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви цветами, конфетами и
разнообразными плодами.
В десять часов вечера стали съезжаться дети; их привозили маменьки и взрослые сестрицы.
Комната, где находилась елка, была освещена большими
огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощенья детей
заиграла музыка. Танцы начались детьми, а кончились сестричками. По
окончании вечера пустили детей срывать с елки, все то, что висело на
ней.
Детям позволяется влезать на дерево; кто проворнее и
ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет; но так как
эта елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали
их миленькие сестрицы: он подставляли стулья и указывали на вещи
преимущественно заманчивые.
Нет семейного дома в Петербурге, где бы не
праздновали елки. Есть еще обычай, что дети в этот день и новый год
говоряг поздравительные стихи своим родителям, в коих выражают
непритворную к ним свою любовь, желают им наслаждаться здоровьем, долго
жить и заключают тем, чтобы их дарили.
В Германии ставят дерево, обвешанное плодами, конфетами и игрушками, которые представляют историю Рождения Спасителя.
Елка доставляет детям веселое препровождение
времени. Она первоначально сделалась известною в Москве с половины XVII
века; оттуда перешла в Петербург в царствование Петра I.
Скачать "Рождество Христово. Коляда и Святки. cоставленная Иваном Панкеевым. (2)" бесплатно, без регистрации
Сценарии и материалы по теме:
Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями
|