Замечательно у Ивана Шмелева написано о катаниях с
гор на санях, что устраивались в Москве на Широкую Масленицу. Ловкие
саночники, управляющие санями, на которые садилось около десяти
человек, держали специальный экзамен на стойкость. Строились и насыпные
рукодельные горки во дворах и на площадях для детворы. Такую гору
делали двухсторонней: скатился, рядом лесенка, тоже из снега, в
следующий раз съезжаешь уже в другую сторону. Взятие крепости или
просто игра в снежки хорошо известна. А вот в "Льдинку",
русскую зимнюю игру, хорошо играть, когда снег не липнет в "снежки", на
хорошо утоптанной площадке или ледяном крепком катке. В "Льдинку"
играют отроки, то есть младшие и средние школьники, от 5 до 10 человек.
Играющие, образуя круг, становятся на расстоянии 2 м друг от друга.
Водящий, выбранный с помощью считалки, находится в центре и пытается
"зафутболить" льдинку за пределы круга. Она должна быть достаточно
крепкой и не очень большой. Остальные игроки препятствуют этому,
задерживая льдинку ногами, направляют ее обратно в центр круга. Игрок,
пропустивший льдинку с правой стороны от себя, меняется ролями с
водящим. Договорившись, игроки могут двигаться по кругу. Если
продвигаются вправо, то есть против часовой стрелки, защищать нужно
свой правый фланг. И наоборот, двигаясь влево, игроки защищают левую
сторону. Разумеется, льдинку водящий и игроки должны запускать так,
чтобы она летела не выше коленей играющих. Руки использовать нельзя,
тот, кто задерживает льдинку руками, становится в круг и водит.
В игру "Олени" ребята из Республики Коми
играют в школе на уроках физкультуры. Спортивный зал — подходящая по
размерам площадка для этой игры, но лучше играть на улице. Перед игрой
нужно договориться о границах поля, ориентируясь на деревья, кусты или
пешеходные дорожки. Выбирается водящий-оленевод. Для этого бегут
наперегонки. Или, если игроков немного, то перехватывают палку руками:
последний, ухватившийся за кончик палки, — водит. По команде оленевод
ловит разбегающихся "оленей", на манер салок. Осаленный игрок должен
остановиться. Оленевод подходит к нему и задает вопрос: "Олень или
человек?" Если игрок отвечает: "Человек!", то становится помощником
"оленевода" и тоже ловит "оленей". Если же он крикнет "Олень!",
начинается новая погоня, но уже за "оленем". Осаленный за определенное
время "олень" считается пойманным и отправляется в "загон", то есть
выходит из игры. Помощники оленевода — "люди" тоже стараются осалить
"оленя". Игра заканчивается, когда остается один "олень". Он и
становится очередным "оленеводом".
Вот уж где дети почти круглый год играют в зимние игры, так это в зоне "вечной мерзлоты" в Якутии. Вот старинная игра "Прорубь".
Оленеводы традиционно охотились и ловили рыбу. В "прорубь" играют дети
примерно с 10 лет и взрослые. Играют на площадке с небольшими вырытыми
в снегу ямками. Ямки ("проруби") по количеству участников без водящего
располагаются на расстоянии друг от друга примерно в двух метрах.
Водящий играет роль "мороза", который норовит "ударить" по ногам или
заморозить лунку.
Все игроки держат прямые палки, толщиной около 5
см, длиной соответствующие росту игрока. Играют маленьким мячом из
кожи, набитым шерстью. Участники опускают палки, каждый в свою
"прорубь". Мяч у водящего, который стремится завоевать одну из лунок,
попав в нее мячом с помощью своей палки, или осалить игрока мячом по
обуви (ниже щиколотки). Если "морозу" удалось попасть в ноги
"рыболова", они меняются ролями. Утопив мяч в чужой "проруби", водящий
начинает считать громко до десяти. Во время счета он стремится опустить
свою палку в "прорубь", а ее владелец пытается выбросить своей палкой
мяч из ямки. Каждый игрок может отбивать палкой подгоняемый к его лунке
мяч. Чтобы мяч не попал в ноги, игрок подпрыгивает, опираясь о палку.
Соседи по "проруби" помогают: они отбрасывают мяч палками. Водящий, не
сумевший отвоевать себе "прорубь" в течение условленного времени,
считается проигравшим. Основные правила: нельзя бить по мячу руками,
ногами, туловищем. Запрещается любое применение силы, нарушитель
назначается водящим или выбывает из игры. Если "морозу" удалось занять
ямку, ее бывший владелец становится водящим.
Долгой зимой крестьяне занимаются ремеслами.
Сплетенные корзины, связанные шали и расписные игрушки рано или поздно
нужно везти на ярмарку. Эстонская игра "Ярмарка" иллюстрирует
сборы в дорогу ремесленника. Для игры не нужны специальные
приспособления. А вот чем больше друзей собирается для игры, тем лучше.
Водящий — "ярмарочник" присваивает остальным игрокам названия
предметов, необходимых для поездки. Например: "телега", "упряжка",
"дуга", "бубенцы", "мешок", "кошелек". Игроки становятся в круг.
"Ярмарочник" начинает рассказывать о своих сборах в дорогу, употребляя
названия предметов, присвоенные игрокам. Тот, чей предмет назван,
должен обернуться вокруг себя на каблуке одной ноги. А если игрок
прозевал и не успел сразу отреагировать, то должен отдать свой "фант":
носовой платочек, шнурок или записку со своим именем. Когда
"ярмарочник" закончил сборы, "фанты" возвращаются владельцам после
выполнения какого-нибудь задания.
Игру можно проводить в закрытом помещении, где есть
стулья. В этом случае игроки не стоят в кругу, а сидят на стульях и,
услышав свое шуточное "имя", вскакивают и обегают вокруг стула. Водящий
заканчивает свой рассказ словами: "Ярмарка закрывается…" В этот момент
игроки должны встать и бегать рядом со стульями. А когда "ярмарочник"
скажет: "…ярмарка закрыта!" занять любой стул, при этом "ярмарочник",
для которого стул не предусмотрен, тоже старается сесть. Тот, кому
места не досталось — водит.
|