Сейчас уже трудно вспомнить, когда именно мы с
дочкой начали играть. Такое впечатление, что с самого ее рождения.
Сейчас Лиське (по документам — Алисе) уже почти четыре года, и все эти
четыре года мы провели вместе — каждый день я наблюдала, как играет
она, и сама участвовала в играх, придумывала новые и видела, как их
придумывает дочка. Конечно, настоящие ролевые игры появились после ее
полутора-двух лет. И первые эпизоды, довольно забавные, я очень хорошо
помню.
Когда, года в полтора, Лиська съедала всю кашу, на
дне тарелки становилась видна нарисованная уточка. "Утя!" — радовалась
Лись. Потом она сообразила, что с уточкой можно пообщаться. Взяла
ложку, стала вычерпывать кашу, бросать ее на пол и звать, глядя в
тарелку:
— УТЯ-А! У-УТЬ! КУ-КУ!
Потом начался период "готовки еды" для любимой
куклы. На мои вопросы о том, что едят куклы, дочка обстоятельно
отвечала, что в сковородке КАТЕТИ (котлеты), в кастрюльке — КАСЯ
(каша), а на тарелочке — КАТЁКА и МАКОКА (картошка и морковка).
Скоро она перевернула свой стульчик, села внутрь и начала комментировать:
– АИСЯ! ЕДИТЬ! А МАСИНЕ! (Алиса едет на машине).
Тогда-то я поняла, что вот оно — время настоящих
ролевых игр. Пришло. И мы тут же из столика соорудили кузов — к общему
восторгу!
Потом мы обе увлеклись кукольным театром —
инсценировкой самых простых и понятных сказок. В доме было полно
игрушек, которые могли стать персонажами. Сначала сказку показывала я,
а Лиська смотрела во все глаза. Потом ей захотелось самой показывать
мне сказку. Первой ее "постановкой" была "Курочка Ряба", причем для
сказки было востребовано настоящее яйцо. И, конечно, мышка это яйцо
"махнула хвостиком", чтобы оно разбилось — по-настоящему. Зато сколько
было гордости и восторга: она САМА разыграла сказку!
Очень забавными были игры с нарисованными зверями. Они были в детском воображении живыми, а не статичными.
Вот мы рисуем красками. Алиса попросила меня нарисовать кота. Потом — мышь. Смотрю, набирает краски и начинает замазывать мышку.
— Почему? — интересуюсь я.
— Надо мышку спрятать от кота.
Вдруг вижу — и кота та же участь постигает: закрасили его зеленой краской. Объясняет:
— Мышка вернется, а кота — НЕТ!
Надо же, какая забота о мышке!
Вскоре я заметила, что дочка начала придумывать
сюжет и реплики для каждого персонажа разыгрываемых сказок. Мы сделали
"Трех медведей" — очень стилизованную сказку. План дома медведей с
комнатой и кухней — на желтой картонке. Кровати — зеленые
прямоугольники, стулья — синие квадраты, миски — белые кружочки, сами
медведи — черные овалы. Все, соответственно, большого, маленького и
среднего размера. И Машенька — размером с Мишутку, но красного цвета.
Игра привела Лиську в восторг. Сказку она с удовольствием послушала, а
потом стала играть сама, придумала свою историю про медведей: как
Машенька поселилась у них, варила им кашу... Попросила меня сделать
мишкам одеяла, чтобы им не холодно было спать. Ночью Лиська заплакала —
приснилось что-то.
— Хочешь, я тебе Мишутку дам? — спросила я.
— Да!
Так и уснула, зажав в кулачке картонный овал — Мишутку...
Ролевые игры позволяли превратить обыденные дела в
совершенно необыкновенные. Даже простую варку супа. Помогала Лиська мне
вовсю — доставала картошку, морковку... А потом, когда я стала
складывать овощи в кастрюлю, она придумывала сказку — по типу
"Теремка":
— Тук-тук! Кто в кастрюльке живет?
— Я — лучок-старичок, я — морковка-рыжая головка, а ты кто?
— Я — картошка-большая ложка, пустите меня к вам жить?
— Иди!
И картошка торжественно съезжала с дощечки в кастрюлю.
Конечно, это еще не было классической ролевой игрой
— то есть себя картошкой она не воображала, — но слова были
собственного сочинения. Точно так же было и с игрушками из
киндер-сюрпризов. Достаточно мне было сделать домики из обычных
молочных пакетов, как тут же появились «семьи», «дети», жившие в этих
домиках...
Но самое интересное началось, когда ребенок стал
играть какую-то роль, представлять себя кем-то, придумывать правила для
других играющих. Насколько серьезна такая игра, я поняла, когда дочка
играла с другом Гришей, но вдруг прибежала ко мне очень встревоженная.
В следующий момент появился Гриша и грозно сказал:
— Я злой и страшный серый волк!
Лиська тут же в слезах забилась от страха, порываясь куда-нибудь спрятаться!
Меня очень радовало, что постепенно дочка сама
начала придумывать и подручные материалы для своих игр. Пока я работала
за компьютером и ничего вокруг не видела, Лиська решила, что медвежонок
с зайчиком должны пойти на лыжах покататься. Откуда-то немедленно была
добыта обувная коробка, в которой лежали остатки белого поролона
(набиваемого в башмаки). Этот поролон был тщательнейшим образом порезан
на мелкие кусочки и объявлен "снегом". Хорошо еще, что снег прошел
только над игрушечным домиком, а не над всей квартирой... Вот уж
медвежонок с зайчиком рады были!
Справедливости ради надо сказать несколько слов и о
традиционных играх в магазин и больницу. Правила для магазина — самые
простые, но при этом тренируется память и умение считать. Продуктами у
нас служат деревянные разноцветные кубики, в качестве денег
используется нарезанные бумажки с цифрами. К игре обычно привлекаются
все имеющиеся мягкие игрушки — это дети, которых надо накормить, и
каждый "ребенок" требует свое блюдо. С большим, надо сказать,
удивлением я обнаружила, что трехлетний ребенок достаточно хорошо
представляет, какую, как и из чего готовят еду.
А к "больничному" сюжету нас подтолкнула сама
жизнь. Уж очень Лись боялась докторов, которые ее навещали во время
болезни, поэтому все мягкие игрушки тоже срочно "заболели". Лиська
стала врачом, слушала их, смотрела горлышко, делала уколы и промывала
им носики. И когда я услышала, что она их успокаивает и говорит:
"Дышите, а я послушаю — это не страшно и не больно", — то поняла, что
страх перед доктором преодолен!
А еще я поняла, что многие жизненные ситуации
гораздо интереснее (и полезнее) обыгрывать. Особенно те, которые
теоретически могут привести к конфликту. Поэтому иногда мы меняемся
местами. Дочка — это мама, а я, соответственно, — ребенок. Провоцирую и
начинаю шалить — прекрасный шанс посмотреть на себя со стороны! А также
найти хорошее решение, устраивающее обеих.
И, кстати, подручных материалов чаще всего
практически не требуется. Как трудно мне бывало увести дочку домой с
прогулки... Но стоило ей стать паровозиком, а маме — вагончиком,
прицепленным веточкой, и такой состав мчался до дома без остановок! Для
превращения достаточно бывает какого-то одного элемента — веточки,
свистка, флажка.
|