Все
мы вышли из … песочницы. И если не у всех в жизни были детский сад или
институт, то песочница со своими хулиганами, приятелями, песочными
замками, чужими и своими игрушками была у всех.
Сейчас бабушка говорит мне: "А Мишенька-то, с
которым ты в песочнице играла, дипломатом стал…" И моя причастность к
его блестящей жизни наполняет бабушкину душу тихой радостью. Только вот
Ромка из той же песочницы уже второй раз сидит. Но это уже не важно,
поскольку я весьма смутно помню и того и другого, и на мою жизнь эти
знакомства, к счастью, (или к сожалению) никак не повлияли….
А вот знакомство с самой песочницей даром не
прошло, но поняла я это, только когда привела в нее свою наследницу в
годовалом возрасте …
Во все времена приобщение к "институту песочницы"
происходит примерно так. Вот молодая мамаша впервые с гордостью
подвозит одетое в нежно-розовый костюмчик ангелоподобное чадо к
заветной цели, вот сейчас любимое дитя встанет на первую ступеньку
познания мира - и начнет общаться с себе подобными карапузами. Вот…
Вот он получил лопаткой по голове от закоренелого
преступника возрастом полтора года, вот нежно-розовый костюмчик уже
превратился в грязно-коричневый, вот другой малыш явно с бандитскими
наклонностями высыпал ведро песка прямо ему на голову, вот дорогие
любимые игрушки оказались поломаны двухлетними хулиганами… И наконец
мать, разочаровавшись во всем роде человеческом, тащит ревущего ребенка
прочь от этого рассадника злобы, жалобно сетуя на жестокий мир, в
котором даже маленькие дети склонны к агрессии, насилию и вандализму.
Это утрированно. Но когда твоего малыша, едва
научившегося топать, преднамеренно толкает в спину "взрослый" мальчик в
два раза больше ростом, гуманистические идеи как-то выветриваются из
головы. Совсем неласковые мысли приходят в голову о ближайших
родственниках этого мальчишки, которые здесь же рядом ничего не могут
поделать со своим распоясавшимся чадом, переживающим как раз "кризис
своего возраста".
Через полгода картина повторяется с точностью до
наоборот: мама, наученная горьким опытом, сама старается оградить
совсем юных "новобранцев" от своего "старожила", норовящего развести
махровую дедовщину во "вверенной ему" песочнице.
Любой маме достаточно провести в песочнице хотя бы
одно лето, и она на собственном опыте убедится в том, что "все дети
делятся на невоспитанных и наших". Умные мамы извлекают из этого
житейскую мудрость, а остальные продолжают сетовать на несовершенство
мира.
Мои наивные открытия, сделанные в песочнице, таковы:
Песочница
существует для игры с песком, следовательно, праздничные платья с
рюшками - неподходящая униформа, равно как и дорогие вещи, которые
хотелось бы сохранить в целости для фото- и кино-сессий, а также
визитов бабушек, тетей и прочих родственников.
Любые игрушки, взятые с собой, могут быть
(читай: БУДУТ) поломаны, потеряны, утащены и т.д. К этому надо быть
готовым, как ко всем неизбежным в жизни потерям.
Перевоспитать чужих детей НЕ удастся, поэтому
стоит сконцентрироваться исключительно на воспитании своего. Дискуссии
с родителями о методах воспитания не входят в ваши планы прогулки и
развлечения.
За безопасность своего ребенка отвечаете
только вы, а не "больная" мама того "подростка", что купила ему
пистолетик с пульками. Помните, вы не убегаете - вы отступаете на
заранее подготовленные позиции.
За безопасность других детей, попавших в поле
зрения вашего маленького агрессора, отвечаете ТОЖЕ вы. Конфликт лучше
заранее предотвратить. А за уверенность в том, что ваш малыш "и мухи не
обидит", приходится расплачиваться неприятными минутами общения с
родителями пострадавшей стороны.
И прочее, прочее, прочее…
Но практическими наблюдениями открытия из песочницы
не исчерпываются. Пожалуй, нет ни одного явления взрослой жизни,
которое бы нельзя было спроецировать на песочницу. Здесь можно увидеть
много поучительного. Вот вам мир в миниатюре, все общественные законы,
проверяемые на своем опыте: власть сильного, собственнические
инстинкты, "хорошо то, чего у меня нет" и т.д.
И как раз тут родителей ждет благодатная почва для
привития чаду понятий о благородстве, доброте, взаимопомощи (конечно,
если родители хотят это прививать, а не представить ребенку "добро с
кулаками, зубами и автоматом Калашникова"). А малышу предстоят трудные,
но интересные уроки общения.
Ребенок пробует на деле все возможности: что будет,
если я толкну Машу? Варианты: а) Маша "прикольно" упадет; б) Маша сама
"настучит мне по кумполу"; в) ой, у Маши такой большой и серьезный
папа; г) Маша заплачет, мне станет ее жалко, я сам зареву еще громче… и
т. д.
Что будет, если я укушу Машу? Возможны варианты….
А что будет, если Маша укусит меня?.. Лучше дружить или драться?
Вот таким эмпирическим путем малыш и вырабатывает свою линию поведения в этом мире.
А взрослое вмешательство в эту детскую стратегию
может быть только очень деликатным. Важно, чтобы слепая родительская
любовь не помешала вам объективно оценить положение дел, как в
известном анекдоте: "Вовочка, не бей девочку, а то вспотеешь,
простудишься…"
"Песочные ситуации" бывают полезны и для нас,
умудренных жизнью ... В песочнице не бывает "ложных" авторитетов.
Просто возраст участников таков, что ни меркантильность, ни престиж, ни
национальный вопрос им не понятны, дети пока еще свободны от
стереотипов.
Дорогущие игрушки валяются в сторонке, а
Куликовская битва разгорелась из-за видавшего виды самосвальчика или
копеечного китайского пупса. И юный Ромео смотрит, затаив дыхание, на
Джульетту в самодельном простеньком платьице, а не в фирменной тряпке.
Это счастливое время быстро пройдет…
Чуть старше малыши - и уже возникают представления
о престижности "фирменной" Барби, о том, что круче можно быть не за
счет роста, а за счет того, на какой машине приехал с работы папа. Но
мы сейчас говорим о рае на земле, в смысле - на песке… А утрату этого
рая своим детям, увы, во многом обеспечиваем мы, родители.
Конечно, реальность далека от идиллической
картинки. Детские площадки - любимое место для вечерних пьяных сборищ
разного рода люмпенов. И остатки их жизнедеятельности - вовсе не те
открытия, которых мы своим детям желаем. Но для жителя мегаполиса
многие вещи неизбежны, остается смиренно относить окурки и битые стекла
в урны…
Попробовать оградить ребенка от "влияния улицы":
фу, песочница, грязь, окурки, глисты, чужие неуправляемые дети?
Наверное, ничего страшного не случится, если малыш проведет самое
раннее детство в рафинированных условиях своего коттеджа, замка,
крепости. Только выход на свет Божий из задраенного помещения грозит
опасностью погибнуть от простого, но до сих пор незнакомого сквозняка.
Так же и в общении: первое осознание свое-чужое, плохо-хорошо, не делай
другим того, чего себе не желаешь, опыт первой социализации рано или
поздно придет. В детском саду, в школе, в армии…. Только чем старше,
тем болезненней могут сказаться новые открытия старых законов
(представьте - в армии: что будет, если я укушу товарища прапорщика?)
А если серьезно, то надо дать своему малышу шанс
научиться простым вещам, которые в песочнице постигнуть гораздо проще,
так же как иностранный язык проще выучить с детства, чем начинать его
зубрить в институте.
Категория: Летние игры | Добавил: DEточка (27.01.2009)
| Автор: Ольга МИХАЙЛОВА
Просмотров: 1962
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума. Мы постараемся Вам помочь.