За 49 дней до Пасхи начинается Великий пост. Он длится семь недель и
его целью является духовная подготовка верующих к встрече великого
праздника - Светлого Христова Воскресения. Впрочем, собственно Великий
пост составляет лишь первые сорок дней, так называемую Великую
четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа
в пустыне. Следующие восемь дней - Лазарева суббота, Вербное
воскресенье и шесть дней Страстной седмицы - посвящены воспоминанию
Страстей Спасителя и событий, непосредственно предшествующих им, -
Воскресения праведного Лазаря из Вифании, Входа Господня в Иерусалим,
последних проповедей Иисуса Христа в храме, Тайной вечери. Во время Великого поста по церковному уставу запрещается употребление в
пищу продуктов животного происхождения - мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме
того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится
какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба
разрешается всего лишь два раза - на Благовещение Пресвятой Богородицы
(7 апреля) и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается
икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток
(Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например,
сорока Севастийских мучеников - 22 марта, святителя Григория Двоеслова
- 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста - Чистый
понедельник - и предпоследний - Великий пяток (Страстную Пятницу) -
рекомендуют проводить вообще без пищи. Нередко постный стол отождествляют с вегетарианским. Однако это
неверно, так как в рацион постного стола не входили продукты,
составляющие основу вегетарианских блюд (например, масло, молоко,
сметана, сыры, яйца). В то же время для приготовления праздничных
постных блюд использовалась рыба - отварная, копченая, соленая или
сушеная, но не жареная, так как для жарения используется масло. В
постный стол входили также раки, крабы, креветки, омары, устрицы.
Исключались, однако некоторые продукты растительного происхождения,
такие как морковь, свекла, красный перец, помидоры на том основании,
что в них якобы присутствует кровь, с которой отождествляли их сок. Рецепты многих постных блюд сохранились со времен крещения Руси и имеют
византийское, греческое происхождение. В Древней Руси не записывали
кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от
матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение. Изменений в
рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни
разных столетий ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен
святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые
овощи: до конца 17 века на Руси распространены были только капуста,
чеснок, лук, огурцы, редька и свекла. Из первых блюд были распространены щи, уха, рассольники. К горячим щам
подавали пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть
жаренные в масле (когда это позволялось делать), и подовые, печеные. В
постные нерыбные дни пироги пеклись с грибами, маком, горохом, соком,
репою, капустой и разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги
с всевозможнейшими породами рыб. Особенно любимы были пироги с сигами,
снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на
конопляном, маковом или ореховом масле. Для такой начинки мелко
искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном -
рисом. Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко.
Что можно кушать в пост: - Свекольник с "ушками" постный - Постный гороховый суп - Рассольник - Манный суп постный - Борщ свекольный с перловой крупой - Постные голубцы - Голубцы овощные - Котлеты капустные - Луковник - Оладьи тыквенные
Икра осетра и белорыбицы была роскошью, но паюсная, мешочная, армянская
и мятая, низшего сорта, была доступна даже самым бедным. Икру
заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком. Кроме сырой икры,
употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в
посты русские делали икринки, или икряные блины,- долго взбивали икру,
добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали. Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи делались из
крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или
медом. Оладьи огромного размера назывались приказными, потому что их
приносили приказным людям на поминки. Блины делались красные и белые:
первые из гречневой, вторые из пшеничной муки. Блины не составляли
принадлежности масленицы, как теперь, символом масленицы были пироги с
сыром и хворосты - вытянутое тесто с маслом. В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и
отварную свежую капусту, пироги с горохом, с овощной начинкою,
гречневую и овсяную каши с постным маслом, луковники, овсяный кисель,
левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные
и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох
цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным
маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен,
редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в
особенности лук, чеснок и шафран.
Еще некоторые блюда: - Каша геркулесовая с орехами - Рис по-монастырски - Рис с черносливом - Гороховый кисель - Котлеты капустные - Рисовые котлеты
В постные дни в великосветских домах Москвы или Санкт-Петербурга
подавали ту же отварную капусту, политую постным маслом, ели кислые
грибные щи, как в любом из городов и домов Российской империи. Во время
постов во всех ресторациях, трактирах, даже самых лучших заведениях на
Невском проспекте выбор блюд ничем не отличался от тех, что ели в
монастырях. В одном из лучших трактиров Петербурга, "Строгановском", во
время Великого поста не было, конечно, не только мяса, но даже и рыбы,
а посетителям предлагали грибы, гретые с луком, капусту шатковую с
грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном,
грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов в обеденную карту входили
горохи мятые, битые, цеженные, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с
патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и
медом, варили сбитень. В первую субботу поста празднуется память воина великомученика Феодора
Тирона, сожженного в 306 году за исповедание христианской веры. За свой
подвиг святому была дана благодать укреплять во время поста и
предохранять от осквернения через пищу. Император Юлиан Отступник в 362
году, желая надругаться над христианами, приказал в первую седмицу
Великого поста все продукты на рынках Константинополя тайно окроплять
идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу
Евдоксию, повелел ему объявить христианам; чтобы они ничего не покупали
на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью). Коливо
готовят так же из риса или ячменя с изюмом, медом, маком. Оно является
не только постным блюдом, которое едят в дни Великого поста и в
сочельник, но и поминальным блюдом, приносимым в церковь в память об
усопших. Скачать "ПОСТНЫЙ СТОЛ: ИСТОРИЯ, ЗНАЧЕНИЕ, РЕЦЕПТЫ" бесплатно, без регистрации
Сценарии и материалы по теме:
Если Вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста с друзьями
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Если Вы не можете найти в сети Интернет, необходимые Вам, музыку, сценарии, тексты, литературу и т.п. - оставляйте запросы в данном разделе форума. Мы постараемся Вам помочь.